Что даст народу Кыргызстана новая избирательная система? Мнение экспертов

Согласно внесенным в конституционный Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» изменениям, предусматривается проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша по смешанной избирательной системе.

По этому поводу Bulak.kg поинтересовался у экспертов насчет смешанной избирательной системы, и что дают эти изменения в Конституции стране и народу. 

Калнур Ормушев, политолог: Выборы – это экзамен для действующей власти

– Если система управления страной и народом неэффективна и не справедлива, если президент некомпетентен, если граждане не ответственные, если уровень правового сознания, уровень видения главных стратегических задач развития нации, страны не в приоритете у этих граждан, то тогда, независимо от того, что это будет – мажоритарная или другая избирательная система, народ будет бунтовать. Винить в этом систему некорректно.  

Выборы – это всегда смена власти. Уходит президент – выбирают нового, уходят депутаты – приходят новые. И конечно, смена власти это всегда эпоха перемен. И это чревато определенными осложнениями. Однако необходимо подчеркнуть, что выборы – это экзамен, тест для действующей власти, вот как раз-таки профессионализма и эффективности. В этом обязательно должна отдавать себе отчет действующая власть. В тоже время это тест на степень зрелости общества. В данное время сегодня это большой тест для действующей власти. Раз объявили о выборах, то они должны их грамотно провести. Либо они не выдержат тест, как и Сооронбай Жээнбеков.

Марс Сариев, политолог: Народ на грани, но они понимают, что нужно дать время для того, чтобы жизнь улучшилась

– Смешанная система позволит уйти от диктата партии. И таким образом, та система которая была, она дискредитировала парламентскую форму правление. В такой ситуации Жогорку Кенеш стал похож на закрытое акционерное общество. Там решались партийные, эгоистичные вопросы партии. На первое место всегда ставились интересы партии, а не народа.

А вот именно по смешанной, по мажоритарной системе люди будут выбирать в списках именно тех лидеров, которых уважают, которые для них имеет свой авторитет. И даже по партийным спискам тоже там могут ставить галочки около тех персон, которые лично им знакомы и для них авторитетны. Поэтому не важно, по партийным спискам на каком месте находится кандидат. Все зависит от персональных качеств человека.

Я думаю, что это эффективная система, с учетом тех ошибок, которые ранее были. Я имею в виду выборы по партийным спискам. Сейчас эти ошибки исправлены. В депутаты придут люди, которым доверяет народ, и уже не будет спекуляций в этой сфере. Потому что это тоже своего рода был бизнес политических партий. Которые делали очень хороший капитал на том, чтобы попасть в «золотую десятку». Народ на грани, но он доверяет нынешней власти и понимает, что нужно дать время для того, чтобы жизнь улучшилась.

Азамат Темиркулов: Новый состав Жогорку Кенеша будет выглядеть также, как и выглядел прежде

– Да, система выборов была изменена. Но суть изменений в избирательной системе заключалась в том, чтобы предоставить возможность новым людям прийти в Жогорку Кенеш. Сейчас мы видим, что партии создают альянсы. Соответственно у альянсов шансов победить намного больше, чем у партии одиночек. Но если мы посмотрим, кто объединяется в альянсы, то мы увидим те же старые лица.

Нет никакой новой политической партии с новыми лицами, которая была бы реальным претендентом. И имела бы большие шансы пройти в Жогорку Кенеш. Поэтому, на мой взгляд, придут те же старые лица, которых мы уже до этого много раз видели. И они придут через партийные списки, потому что они объединяются в крупные, сильные альянсы. У них больше шансов выиграть. Кроме того, по одномандатным округам, опять же, все те же люди выдвигают свои кандидатуры.

Поэтому новый состав Жогорку Кенеша будет выглядеть также, как и выглядел прежде. Суть изменений избирательной системы остается нереализованной. Цель изменений в этой системе не будет достигнута. Если цели не будут достигнуты, то и реформа не будет иметь смысла.

Эдил Осмонбетов, эксперт: Главное условие это – честные выборы

– Что вызывает революцию или бунт? Когда есть партии или оппозиция, которые не согласны с результатами этих выборов. Поэтому главное условие это честные выборы.

И еще, после честных выборов должна существовать политическая культура. Кандидаты и лидеры партий также должны согласиться с результатами выборов, если они будут справедливыми. Только тогда будет политическая стабильность. Только тогда могут быть проведены политические реформы. Без политической стабильности нет развития. Сегодня партии потеряли свой публичный имидж. Создают партийный список, меняют его.

В мажоритарной системе избиратель знает, кого избрать, и выбирает кандидата, а не партию. В этом есть плюс. Особенно это касается регионов. Таким путем можно решить проблемы регионов. Но я считаю, что сегодня Кыргызстану необходимо создать совершенно новую политическую и экономическую систему, отвечающую требованиям 21 века.

Бакыт Жумагулов, эксперт: За историю Кыргызстана мы прошли одномандатные выборы, был большой конфликтный потенциал

– Повышение избирательного порога для партий до 7% и увеличение залога до 5 миллионов сомов помешали развитию многих политических партий. В то же время мы стали свидетелями резкого роста коррупционных схем внутри политических партий. По этим причинам мы подошли к кризису политических партий, а затем к политическому кризису.

Затем последовал закрытый список в партиях, и денежный фактор сыграл основную роль, установив связь между депутатом и избирателем, а также место избирателя на заднем плане.

Теперь с помощью этой «новой» системы президент Садыр Жапаров и его команда пытаются выйти из нынешнего политического кризиса. Есть надежда, что отношения между зарегистрированным кандидатом и избирателем в одномандатных округах будут более тесными. Потому что в каждом округе есть кандидат, который будет представлять интересы электората. Однако за 30-летнюю историю Кыргызстана мы прошли одномандатные выборы. Был большой конфликтный потенциал и много протестов.

Я думаю, что такая схема полностью помешает развитию политических партий как института.

Эмил Каниметов, эксперт: Можно принять введенную президентом избирательную систему, как намерение считаться с мнением людей

– Смешанную избирательную систему, введенную действующим президентом, можно рассматривать как намерение или попытку считаться мнением людей. Но справедливо ли, когда человек без денег не может участвовать как в партийных, так и в одномандатных выборах? Как создать избирательную систему, механизм, устанавливающий справедливость?

Если президент – это знак нового правительства, учитывающего волю народа, то с какой целью депутаты и политики пытаются сохранить избирательную систему, создавшую систему неравенства? Смогут ли нынешние партийные лидеры и депутаты в Кыргызстане, которые вносят свой вклад в создание избирательной системы, подрывающей равенство людей под видом народной власти, понять проблему с другой стороны? Или у них есть другие интересы?

Постепенно необходимо сформировать избирательную систему и механизмы, чтобы каждый мог голосовать с чувством в сердце. Современные информационные технологии открывают широкие возможности для их формирования и реализации.