Руслан Казакбаев: Открытие второй военной базы РФ в Кыргызстане не обсуждается

Министр иностранных дел Кыргызстана Руслан Казакбаев дал большое интервью корреспонденту РИА Новости Елене Протопоповой. Были затронуты актуальные темы: ситуация в Афганистане, возможность создания в республике новой российской военной базы, конфликт на кыргызско-таджикской границе и др.

– Как оцениваете последствия вывода войск США из Афганистана? Как Бишкек оценивает ситуацию в целом в Центральной Азии после ухода американских военных? Американские СМИ сообщали, что США рассматривали Киргизию в качестве страны, куда могут быть переброшены американские военные. Обсуждалось ли такое? Как Бишкек оценивает такую возможность?

– На сегодня еще рано давать какие-либо твердые оценки происходящему в Афганистане, тем более говорить о последствиях. Ситуация там, как вы сами знаете, меняется каждый день, и в этом со мной, думаю, согласятся многие мои коллеги, как в государствах Центральной Азии, так и в других странах. Что касается ситуации в Центральной Азии, то несомненно все государства нашего региона обеспокоены последними событиями в Афганистане, в связи с чем усиливаются предпринимаемые ими меры по обеспечению безопасности на границах и внутри своих территорий.

Ясно одно: уход американских военных повлечет рост расходов на переформатирование политики безопасности и на ее реализацию, а также на укрепление потенциала силовых структур, что, в свою очередь, скажется в целом и на уровне социально-экономического развития стран всего региона.

В части вашего вопроса по США, хотел бы отметить, что у нас имеется достаточно обширный опыт взаимодействия с Вашингтоном по противодействию терроризму. Мы, как вы знаете, принимали силы международной коалиции на авиабазе аэропорта «Манас», в Центре транзитных перевозок. Конечно, были различные обращения, консультации на различных уровнях. Но ситуация в Афганистане меняется ежедневно, и в настоящее время вопрос о сотрудничестве в подобном формате пока не стоит.

Вместе с тем, мы обсуждаем с нашими партнерами пути оказания гуманитарного содействия дружественному народу Афганистана, ведется конкретная проработка приема в Кыргызстане афганских студентов. Обсуждаем возможность поставки гуманитарного груза.

Отдельно также идет активное обсуждение в рамках ОДКБ в части координации деятельности соответствующих структур по Афганистану с учетом наших взаимных обязательств. В целом же считаем, что любое сотрудничество на взаимовыгодных условиях повышает вероятность благоприятного разрешения любой задачи.

– В СМИ проходила информация о якобы спящих ячейках талибов* в странах Центральной Азии. Есть ли они в Киргизии? Если это так, могут ли они попытаться дестабилизировать обстановку внутри страны? Какие меры на фоне ситуации в Афганистане предпринимает Бишкек для укрепления безопасности?

– Если говорить о «спящих ячейках», то это не о талибах. Руководство движения «Талибан» ранее не раз заявляло, что сосредоточено только на внутренней повестке дня и не имеет планов внешней экспансии. Допускаю, что так называемые «спящие ячейки» в государствах Центральной Азии могут быть у Аль-Каиды,, ИГИЛ, и других международных террористических групп, которые заинтересованы в пропаганде своей идеологии.

В части обеспечения безопасности во всем мире существуют общепринятые системные алгоритмы действий и мероприятий, и наша страна предпринимает такие же меры, как и другие государства Центральной Азии, конечно, во взаимодействии с ними, в двустороннем формате и в рамках региональных организаций.

Президент Кыргызской Республики Садыр Нургожоевич Жапаров внимательно следит за ситуацией, складывающейся в Афганистане. Им были даны поручения государственным органам продолжать всесторонний мониторинг за развитием ситуации в Афганистане, а также усилить комплекс мер по обеспечению безопасности внутри и на рубежах страны. Работа в данном направлении активно ведется.

– Ряд экспертов высказывают мнение, что талибы* могут двинуться на север, в сопредельные страны, несмотря на их заявления, что они этого делать не будут. Рассматриваете ли вы такой вариант развития событий, готовитесь ли к такому сценарию? Есть ли угроза экспансии?

– Отвечая на предыдущий вопрос, по-моему, я уже дал ответ и на этот. Рассматривая предполагаемый вами вариант развития событий, будем исходить из того, что в международных отношениях принято соблюдать данные ранее обещания. Но любое государство, нацеленное на обеспечение своей безопасности, всегда предусматривает все возможные сценарии развития событий, и мы в этом в смысле – не исключение.

– На фоне ситуации в Афганистане обсуждается ли расширение российской авиабазы в Киргизии? Рассматривается ли возможность строительства второй российской базы в стране?

– Мы выступаем за скорейшую стабилизацию ситуации в Афганистане. Надеемся, что новые институты государственного управления будут сформированы в правовом поле и с участием всех политических и этнических групп этой страны. Надеемся, что многолетний военный конфликт будет прекращен, и в Афганистане установятся долгожданный мир и стабильность.

Как известно, в Кыргызстане действует Объединенная российская военная база, в состав которой входят ряд структур. База в Канте является авиационным компонентом Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ и предназначена для выполнения задач по обеспечению военной безопасности государств-членов ОДКБ, а также для участия в отражении внешней агрессии и проведения совместных контртеррористических операций. Безусловно, российская авиабаза имеет очень важное значение в деле обеспечения региональной безопасности и укрепления военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией.

В целом, Кыргызской Республикой совместно с партнерами вопросы, связанные с Афганистаном, обсуждаются в рамках международных организаций, прежде всего ОДКБ, где мы всегда выступаем за необходимость укрепления границ с афганской стороной. При этом также считаем актуальным совместно укреплять кыргызско-таджикскую границу как второй рубеж на пути возможного проникновения международных террористических организаций в центральноазиатский регион. В данном контексте мы ведем активную работу с Российской Федерацией, но вопрос о возможности открытия еще одной военной базы России на территории республики пока не стоит.

– В связи с ситуацией в Афганистане запрашивали ли власти Киргизии военной помощи у РФ, поставки военной техники и современного оружия?

– Как и весь мир, мы внимательно и с большой тревогой следим за ситуацией в Афганистане, и мы уверены, что российская сторона будет прилагать усилия, чтобы помочь в решении этих вопросов граничащим государствам. Отвечая на вопрос, хотел бы с удовлетворением подчеркнуть высокую динамику развития военного и военно-технического сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией по самому широкому спектру на основе стратегического планирования. Мы, конечно же, заинтересованы в продолжении взаимодействия в данном направлении с Россией путем модернизации военной техники и инфраструктуры, подготовки военных кадров, а также обмена опытом. Уже имеются определенные договоренности об активизации военно-технического сотрудничества, которые были достигнуты на уровне глав наших государств. Безусловно, такое сотрудничество с Российской Федерацией будет развиваться в том числе и с учетом текущей ситуации в Афганистане.

– Обращались ли афганские власти за военной помощью к Киргизии? А с просьбой принять беженцев?

– Вопрос ваш, конечно, актуальный, но мы не располагаем такими возможностями и ресурсами. Нет, они к нам не обращались. Но мы готовы направить гуманитарную помощь дружественному народу Афганистана сразу же после стабилизации военно-политической ситуации в этой стране.

Что касается второй части вопроса, то официального обращения с просьбой принять беженцев из Афганистана к нам не поступало. Тем не менее мы уже приняли решение принять на обучение в кыргызстанских вузах 500 студентов из Афганистана.

– Взаимодействует ли Киргизия с представителями движения «Талибан»*, выходили ли они на контакт с киргизскими властями? Готовы ли признать их правительство?

– В ходе эвакуации граждан Кыргызстана из Афганистана нашим посольством в Кабуле были установлены контакты с представителями талибов*. Как вам известно, за эту неделю из Афганистана были эвакуированы 24 гражданина Кыргызской Республики.

На ваш вопрос о признании правительства Афганистана, то необходимо понимать, что правительство там еще не сформировано. Ранее, в своем заявлении от 17 августа МИД Кыргызстана озвучил свою позицию по данному вопросу. Повторюсь: мы выражаем надежду на то, что новые институты государственного управления будут сформированы в правовом поле и с участием всех политических и этнических групп этой страны. Вопрос признания или не признания правительства в Афганистане будет рассматриваться после его формирования.

– Как обеспечивается безопасность киргизского посольства в Афганистане? Как функционирует сейчас диппредставительство? Сколько граждан Киргизии будет эвакуировано?

– Руководство талибов* ранее, как вы знаете, обещало обеспечить неприкосновенность и безопасность всех иностранных дипломатических миссий и представительств международных организаций в Афганистане, в том числе, в Кабуле. Мы рассчитываем на то, что эти обещания будут выполняться. На сегодня наше посольство в Кабуле уже взято под охрану и продолжает работать в штатном режиме.

На сегодня при помощи наших казахстанских и американских партнеров мы эвакуировали из Афганистана большую часть наших граждан. Работа по эвакуации оставшихся кыргызстанцев, которые не успели приехать в Кабул из других городов страны к эвакуационным рейсам, продолжается.

Оставшиеся на территории Афганистана граждане Кыргызской Республики находятся в безопасности, сотрудниками министерства и посольства Киргизии в Кабуле налажена постоянная телефонная связь с ними, в настоящее время прорабатываются различные маршруты их эвакуации.

– Поступают ли обращения от афганских граждан для получения визы в Киргизию, сколько их?

– Такие обращения поступают на постоянной основе. Сегодня на стадии рассмотрения находятся около 100 заявок от граждан Афганистана. Все эти заявки – на учебную категорию виз.

– Как происходит взаимодействие в рамках ОДКБ на фоне ситуации в Афганистане? Обсуждается ли усиление сотрудничества по борьбе с незаконной миграцией, борьбе с наркотрафиком в связи с событиями в Афганистане?

– Конечно, в настоящее время на фоне ситуации в Афганистане в формате ОДКБ ведутся активные и постоянные консультации. Ведется взаимодействие, постоянная координационная деятельность на всех уровнях: на уровне советов министров иностранных дел, секретарей советов безопасности, министров обороны и так далее. Осуществляется подготовка к проведению очередных и внеочередных сессий Совета коллективной безопасности ОДКБ на уровне глав государств-членов организации, в рамках которых будет обсуждаться общая политика региональной безопасности с учетом современных вызовов и угроз в целом, а также с учетом меняющейся ежедневно ситуации в Афганистане.

Взаимодействие в рамках ОДКБ на фоне ситуации в Афганистане предусматривает и ряд конкретных коллективных мер. Так, в следующем месяце, 1-9 сентября, на полигоне «Эдельвейс» в Кыргызской Республике пройдут совместные учения с Коллективными силами быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности «Рубеж-2021». Кроме того, в Таджикистане, вблизи с афганской границей, запланировано проведение ряда учений, в том числе по отработке задач по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований.

Вы правы в том, что в свете происходящих событий сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией и наркотрафиком становится особенно актуальным. С учетом этого, координационный совет руководителей соответствующих компетентных органов государств-членов ОДКБ 24 августа готовит заседание по вопросам незаконной миграции с особым вниманием на проведение операции «Нелегал». Эта операция предназначена для выявления преступных группировок, использующих каналы незаконной миграции в интересах террористических и экстремистских организаций. Кроме того, совет работает над выработкой эффективных и практических мер в борьбе с наркоугрозой и с международным терроризмом и экстремизмом.

В целом считаю, что развитие ситуации в Афганистане еще раз нам всем доказывает необходимость укрепления коллективной безопасности и совместных усилий по противодействию общим для всех стран региона вызовам и угрозам.

В регионе и раньше присутствовал весь спектр вызовов и угроз таких, как международный терроризм, наркоторговля, религиозный экстремизм, и так далее. Но теперь, в связи с ситуацией в Афганистане, нам всем должно стать очевидным, что ни одна из наших стран не сможет бороться с ними в одиночку. Странам региона необходимо еще сильнее сплотиться и активно сотрудничать по политике безопасности как в двустороннем формате, так и на многосторонних региональных площадках, таких как ОДКБ, ШОС и так далее.

Говоря простыми словами – нам всем нужно держаться вместе.

– Руслан Айтбаевич, несколько вопросов на другие темы. На переговорах в Сочи президентов России и Киргизии в центре внимания была в том числе ситуация на киргизско-таджикской границе. Мы знаем, что Москва следила за происходящим и предлагала услуги посредника. Что будет предпринято для окончательного решения конфликта – вообще решен ли он окончательно?

– Да, действительно, переговоры глав наших государств 24 мая этого года в Сочи были сосредоточены на событиях 28-30 апреля, главная причина которых – это незавершенность юридического оформления линии кыргызско-таджикской государственной границы. Вместе с тем, хочу отметить, что Кыргызстан и Таджикистан – это исторические соседи и страны, народы которых связывает общность культуры, традиций и религии. Кроме того, нас также связывают и родственные связи. Так, общеизвестно, что супруга нашего легендарного героя Манаса Великодушного Санирабига Каныкей была таджичкой. С учетом наших близких связей и стремления к добрососедским отношениям, мы прилагаем максимальные усилия разрешить все имеющиеся нерешенные вопросы на двусторонней основе. В случае же, если по каким-либо причинам этого сделать нашим странам не получится, мы, конечно, будем рассматривать возможность привлечения к переговорам России или других наших братских стран и партнеров по региону.

Да, главы Кыргызстана и России в Сочи обсудили меры по восстановлению разрушенной в результате конфликта инфраструктуры, социальных объектов и жилых домов, а также оказанию помощи пострадавшему местному населению. Хотел бы, воспользовавшись возможностью, вновь выразить благодарность российской стороне за помощь, оказанную в дни и после трагических событий в Баткенской области.

Вместе с тем, на сегодняшний день, несмотря на предпринимаемые усилия по дальнейшему описанию линии кыргызско-таджикской границы, говорить об окончательном решении конфликта преждевременно. Одним из прорывных моментов может стать совместное решение о взаимном отказе от территориальных претензий и начало поиска компромиссного решения, который удовлетворил бы интересы двух государств.

– Намерена ли Киргизия обратиться в ОДКБ за оценкой событий, имевших место на киргизско-таджикской границе?

– Такого намерения нет, но в начале сентября мы готовимся к визиту генерального секретаря ОДКБ Станислава Васильевича Зася в Кыргызскую Республику, в ходе которого мы сможем обсудить актуальные вопросы.

– В ходе одного из заседаний Высшего евразийского экономического совета президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что пришло время принять ЕАЭС политическое решение по дедолларизации расчетов за углеводороды. Как Бишкек относится к такому предложению?

– Вопрос дедолларизации расчетов за углеводороды, обсуждающийся в рамках Евразийского экономического союза, был поднят и в ходе 3-го кыргызско-российского бизнес-форума, проходившего в Чолпон-Ате в Иссык-Кульской области 19-20 августа 2021 года. Заместитель председателя кабинета министров, министр экономики и финансов Кыргызской Республики Акылбек Жапаров выступил за отказ от расчетов в долларах. Глава Кыргызско-российского фонда развития Артем Новиков также отметил, что внутри ЕАЭС растет спрос на снятие различных барьеров и ограничений, а зависимость от доллара влияет на объем торговли, что, в свою очередь, приводит к девальвации национальной валюты.

– В марте президенты Путин и Жапаров запустили на месторождении Джеруй Таласский золоторудный комбинат. Появились ли новые, подобно этому, проекты? Какие обсуждаются?

– Запуск стратегически важного для Кыргызстана проекта, Таласского золоторудного комбината месторождения Джеруй, является успешным примером инвестиционного сотрудничества между Кыргызстаном и Россией. Кыргызская Республика и впредь будет поддерживать подобные проекты. Считаем, что такие проекты способствуют повышению потенциала горной промышленности и развитию экономики страны в целом. Разработка месторождения «Джеруй» с таким ответственным инвестором, как Россия, готовым строго следовать законодательству страны и обеспечивать промышленную и экологическую безопасность – залог дальнейшего плодотворного сотрудничества в этой области.

Такие наши месторождения, как Тереккан-Перевальное-Терек, Макмал, Талдыбулак Левобережный, Куру-Тегерек, Бучук, Шамбесай, Шыралжын, Кумбель можно рассматривать как потенциальные объекты совместной разработки. Мы также готовы возобновить совместные проекты в области гидроэнергетики, по реализации таких крупных проектов как ГЭС Камбарата-1 и Верхне-Нарынский каскад ГЭС.

Мы рассчитываем на возможность инвестирования не только в золоторудные месторождения. Недра Кыргызстана богаты множеством и других полезных ископаемых. Руководство страны для укрепления сотрудничества с инвесторами создает соответствующие условия. Так, недавние указы президента Киргизии нацелены на улучшение инвестиционного климата, защиту бизнеса и собственности и развитие предпринимательства в республике.

– Будет ли ее допрашиваться по делу рудника «Кумтор» бывший президент Аскар Акаев? Удовлетворены ли его показаниями, которые он дал в начале августа после вызова из Москвы?

– Дело по «Кумтору» еще не завершено, следствие продолжается, и давать оценки по нему пока преждевременно.

*Террористическая организация, запрещенная в России

**Международные террористические организации, обе запрещены в России