Три кита кумторовского соглашения, или Почему Кыргызстану выгодны условия нового договора

0

31 июля подходит крайний срок исполнения стратегического соглашения по проекту «Кумтор». Поставят ли точку в переговорном процессе правительство и «Центерра»?

КОГДА ВРЕМЯ ИГРАЕТ ПРОТИВ НАС

В сентябре 2017 года после долгих переговоров с канадским партнером прежнему правительству Кыргызстана удалось получить весомые преференции по проекту «Кумтор». Стороны заключили стратегическое соглашение, в основу которого легли вопросы экологии, здоровья нации и будущего рудника «Кумтор» - опоры отечественной экономики.

После смены правительства новый состав кабинета министров решил детально разобраться в договоре, подписанном предшественником, а по отдельным пунктам - даже улучшить позиции Кыргызстана. Стремление, безусловно, похвальное. Но за последний год, пока шел переговорный процесс, партнеры несколько раз переносили крайний срок исполнения инвестиционного соглашения. В последний раз эту дату отодвинули с 31 мая на конец июля.

Сложность в том, что до правительственных перестановок и возобновления переговоров новое соглашение частично вступило в силу. К примеру, канадская сторона перечислила Кыргызстану бОльшую часть суммы на покупку линейного ускорителя для онкобольных. И на этом... все. Кумторовское соглашение зависло в воздухе. Пока правительство и «Центерра» не поставят точку в переговорном процессе, вопросы экологии, здравоохранения и дальнейшей судьбы крупнейшего месторождения золота в Центральной Азии останутся нерешенными. В данном случае время играет против нас.

И вот почему.

ЗАЩИТА ПРИРОДЫ. ЗАДАЧИ ЕСТЬ, А РЕШЕНИЯ?

Один из пунктов стратегического соглашения по проекту «Кумтор» касается природоохранных мероприятий. По договору «Центерра» обязуется выделить 50 млн долларов на создание Фонда развития природы.

Чем займется эта организация?

В первую очередь, за счет вложений инвестора власти обещали обновить или построить современные очистные сооружения на Иссык-Куле.

Об этой проблеме отечественные экологи говорят не один год. Еще перед началом прошлого туристического сезона иссыккульцы возлагали большие надежды на ее решение. Но, увы. Правительство подводить черту в обсуждениях по проекту «Кумтор» не спешит. Время утекает в песок. А нечистоты - в грунтовые воды и дальше - в озеро.

К сожалению, от естественных природных «фильтров» люди избавились сами, когда, высвобождая место под строительство новых туристических объектов, активно вырубали облепихово-болотные комплексы вокруг Иссык-Куля. Пока стороны не придут к консенсусу по проекту, заменить их искусственными невозможно. А самим - чересчур затратно. Понятно, что в этом году тоже ничего не решится. Сезон в самом разгаре. Но стоило бы задуматься, в каком состоянии «голубая жемчужина» будет принимать туристов уже в следующем, 2020-м, и в последующие годы...

Что еще немаловажно, понимая свою ответственность за сохранение окружающей среды, золотодобытчик согласился повысить ежегодный экологический платеж до 3 млн долларов. Так прописано в договоре, который под лупой изучают кыргызские власти. И эти деньги помогут решить копящиеся годами проблемы. Мусор, например. Надо ли объяснять опасность соседства с мусорными полигонами, которые угрожают и окружающей среде, и местным жителям, и туристам, само собой? Да и, в конце концов, какие чувства может вызывать «голубое око» планеты, обрамленное рваными облаками полиэтилена, пластиком и гниющими отходами? У путешественника, преодолевшего тысячи километров ради того, чтобы взглянуть на воспетую красоту кыргызского озера и живописных гор, других эмоций, кроме недоумения и глубокого разочарования, не будет.

УСКОРЬТЕСЬ! НУЖЕН УСКОРИТЕЛЬ

Когда в 2017 году канадская золотодобывающая компания подтвердила намерение внести свою лепту в развитие отечественного здравоохранения, для кыргызстанцев с тяжелым недугом в конце тоннеля забрезжил свет.

Был создан Фонд поддержки онкологической службы Кыргызстана, которому инвестор решил выделить 10 млн долларов. Деньги предназначались на покупку линейного ускорителя.

Это современное оборудование для облучения злокачественных опухолей. На шестимиллионную республику таких аппаратов... два. Один выпуска 80-х годов «тянет» с горем пополам и не может использоваться для лечения глубоких опухолей - он просто безнадежно устарел. Второй - TERABALT, - переданный Кыргызстану в 2008 году, работает с тройной нагрузкой и наряду с лечением может поражать здоровые органы пациента.

Помочь онкобольным пытался местный благотворительный фонд. Активисты объявили о сборе денег на новый линейный ускоритель. Когда же стало известно, что инвестор подключился к решению проблемы, акция была остановлена. Ну, кто же тогда мог знать, что вопрос так затянется? И не по вине иностранного благотворителя.

Исполняя условия кыргызской стороны, он перечислил 7 млн долларов из обещанных десяти на покупку жизненно важного оборудования. Но даже когда эти деньги уже лежали в Центральном казначействе при Минфине, кыргызская сторона долго не могла определиться с поставщиком. Тендер срывался дважды. Дело сдвинулось с мертвой точки только в феврале этого года. Конкурс, в конце концов, состоялся. Победитель - эстонская компания, которая предложила закупить два аппарата за $3,8 млн.

В апреле стороны, наконец, подписали договор на поставку линейных ускорителей. Плюс к тому, как отчитывалась вице-премьер-министр Алтынай Омурбекова, заключены соглашения на покупку дополнительного современного медоборудования.

В Наццентре онкологии и гематологии надеются, что уже осенью на процедуры лучевой терапии можно будет отправлять пациентов. Лишь бы больше не было пробуксовок...

Что касается оставшихся 3 млн долларов, инвестор переведет остаток, когда стратегическое соглашение вступит в силу. Можно не сомневаться, в отечественном здравоохранении есть, на что их потратить.

БУДУЩЕЕ С «КУМТОРОМ» И БЕЗ

Во время недавней рабочей поездки в Таласскую область Мухаммедкалый Абылгазиев рассказал журналистам о надеждах правительства. Премьер констатировал, что объемы добычи золота на Кумторе неуклонно снижаются.

- Если удастся продлить месторождению жизнь на 5-6 лет, то «Кумтор» будет работать до 2030-2035 года, - не теряет бодрости духа глава правительства.

На самом деле, есть все основания полагать, что и после 2026 года золотодобывающая компания останется крупнейшим налогоплательщиком Кыргызстана и предприятием, повышающим экономические показатели страны.

С прошлого года инвестор приступил к проведению двухгодичной геологоразведочной программы, на которую выделил 18 млн долларов. $6,5 миллионов было потрачено на геологоразведку в 2018-м. В этом году горняки освоят оставшиеся $11,5 млн. Более того, в конце мая «Центерра» приняла решение о дополнительном инвестировании в геологоразведку 6 млн долларов.

Очевидно, что сам золотодобытчик верит в перспективность этих работ. Иначе для чего впустую тратить время и деньги? Но означает ли это, что иностранная компания также железно уверена в своем кыргызском партнере, который уже больше года не может четко сказать ни да, ни нет?

- С моей точки зрения, переговоры между «Центеррой» и правительством очень важны, - дипломатично прокомментировал «Комсомолке» президент «Кумтора» Дэниел Дежарден. - Насколько мне известно, последние два года переговорный процесс шел позитивно. Он уже близится к завершению, и мы надеемся, что в ближайшее время стороны примут удачное решение.

По мнению господина Дежардена, инициатива «Центерры» возобновить геологоразведку на руднике указывает на то, что компания оценивает переговоры с правительством Кыргызстана положительно. Логично. Зачем инвестору затевать долгосрочный проект, если есть сомнения в партнере, который, кстати, по условиям соглашения тоже должен заботиться о бесперебойной и стабильной работе предприятия? Заинтересованность сторон в получении прибыли здесь обоюдная.

- Мы смотрим в будущее с оптимизмом. Геологоразведочные работы ведутся. Производство на пике. Наша главная задача сегодня - продлить срок эксплуатации рудника с нулевым показателем по происшествиям, - подытожил президент компании.

В противном случае сложно представить, чем перекрыть выпадения из бюджета (а это около 9 млрд сомов налогов и отчислений ежегодно) даже после планового закрытия месторождения. Или как восполнить 38% всего объема выпускаемой в Кыргызстане промышленной продукции, которые приходятся на «Кумтор». И кто бы мог взять на себя соцпроекты, реализуемые социально ответственной компанией в регионе?

Ответов на эти вопросы нет.

Просто правительство Кыргызстана еще не придумало, кого на следующие десятилетия назначить главным налогоплательщиком, крупнейшим работодателем и любимым благодетелем страны.

Булак: kp.kg.

URL: https://archive.bulak.kg/show/9957