Марлен Маматалиев: Государство не сможет обойтись без помощи бизнеса

0

13 марта 2019 года исполнился ровно год, как он стал депутатом. Два его законопроекта уже прошли три слушания в парламенте, еще три - на стадии рассмотрения. А в копилке много важных инициатив, предложений, идей. 

Фото предоставлено М. Маматалиевым

Депутаты Жогорку Кенеша избираются народом и должны отчитываться за свою деятельность. К сожалению, не все помнят об этом. Марлен Маматалиев - один из тех, кто действительно болеет за свою страну и народ, который доверил ему свое будущее. На его счету, несмотря на достаточно скромный опыт депутатства, уже два принятых в трех чтениях законопроекта.

СДЕЛАНО, ПРИНЯТО

Коррупция, войну которой объявил президент, действительно является основной причиной, тормозящей развитие нашего государства. Проект «О внесении изменений в закон КР «О государственных закупках», который разработал Марлен Маматалиев, основной целью преследует устранение коррупционных составляющих в процедуре проведения тендеров. Благодаря закону, надеется депутат, тендеры перестанут быть «элитными», станут доступными для всех, а не только для аффилированных компаний. Об этом «Комсомолка» подробно писала в номере за 21 февраля 2019 года.

Еще один законопроект, который также принят в трех чтениях, «О внесении изменений в Закон КР «Об инвестиционных фондах». Депутат вводит понятие «квалифицированный инвестор». То есть деятельность инвестора будет оцениваться уполномоченным на это ведомством, далее будет составляться специальный реестр, куда попадут только квалифицированные, хорошо зарекомендовавшие себя инвесторы. Это поможет снизить риски мошеннических схем, которыми изобилует сегодня рынок. Различные непонятного происхождения фонды, которые, по сути, не что иное как «финансовые пирамиды», уже не смогут наживаться на доверии людей. Рынок ценных бумаг качественно улучшится, будут привлекаться новые игроки. А это в целом положительно скажется на активности рынка. Вносятся определенные изменения и в работу биржи ценных бумаг.

Марлен Маматалиев по образованию экономист. Поэтому прекрасно понимает, чем чреват для страны рост внешнего долга. Особенно, если основной кредитор - одно государство.

Проект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс КР» позволит Кыргызстану не допустить потери своего суверенитета.

- Есть очень много живых примеров. Например, Шри-Ланка отдала в счет долга свой порт Хамбантота Китаю в аренду на 99 лет. Долг составил около 8 млрд долларов. Другой пример - африканская страна Джибути, ей пришлось рассчитаться за долг землей, где теперь военная база Китая. И в этом, кстати, особенность ведения политики Китая. Он очень легко дает в долг, но никогда его не списывает, - рассказывает Марлен Маматалиев.

В законопроекте, который предлагает депутат, ограничивается возможность брать в долг у одной страны - не более 50%. То есть у Китая мы можем взять еще около 200 млн долларов. Ограничение ставится и на долю всего долга в расчете от ВВП - не более 70%. Сейчас наш внешний долг достиг 4 млрд долларов, это свыше 54% к ВВП. 44% всей суммы мы должны Китаю.

Законопроект разработан и готовится для рассмотрения в парламентском комитете.

НЕ ПРИЗНАНО, НО СДЕЛАНО

Марлен Маматалиев избирался от Бишкека, поэтому многие его инициативы касаются именно улучшения города. Например, те самые, недавно прибывшие в столицу новые автобусы, работающие на газе. Никто и нигде об этом не говорит, но идея принадлежит Марлену Абдырахмановичу.

Фото: Султан Досалиев

Изначально он говорил о том, что транспорт в столице должен быть экологичным. Всю зиму экологи били тревогу из-за накрывшего город смога. Виной тому они называли машины и частные дома. Депутат предложил приобрести для города транспорт, который не нанесет урон экологии - электробусы. Идею не приняли, мол, инфраструктуры нет, бюджет не потянет. Альтернативой стали автобусы, работающие на природном газе. Сейчас таких автобусов в Бишкеке 60. Они уже курсируют по маршрутам.

Депутат также предложил приобрести для города троллейбусы, которые могут ездить «без рогов». Например, в Италии, где он побывал, такие инновационные троллейбусы могут проехать 70 километров без контакта с сетью. Это удобно для новых микрорайонов, где линии еще не установлены, а население нуждается в транспорте. Подобные троллейбусы еще называют электробусами с динамической зарядкой.

Фото: Марлен Маматалиев

Идею покупки таких электробусов мэрия поддержала. Возможно, уже в следующем году (ведь каждый год муниципалитет планирует постепенно обновлять автопарк) на бишкекских улицах появятся первые инновационные троллейбусы. Правда, проезжать «без рогов» они смогут только 30 км, а не 70.

- Пусть будет 30, главное, чтобы такие троллейбусы были в Бишкеке. У нас острая нехватка транспорта в новостройках. Мы ведь хотим постепенно избавляться от маршруток, - говорит Марлен Маматалиев.

Опять же об удобстве жителей думал депутат, когда предлагал мэрии новые закрытые остановки. Не просто красивые, как обустроили некоторые представители бизнеса, а качественно новые. Они будут закрытыми и комфортными. Зимой тепло, летом прохладно. Да, бюджет города не сможет взять на себя столь тяжелую ношу. И не надо! По замыслу Маматалиева, остановки построят бизнесмены. И это возможно в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Муниципалитет предоставит бизнесменам землю, а предприниматели городу - оснащенную остановку. 

Фото проекта предоставлено М. Маматалиевым

Там будут, по задумке депутата, терминалы, табло с расписанием и картами маршрутов транспорта, туалеты (пусть платные, зато на каждой остановке).

Сейчас Марлен Абдырахманович ждет ответа мэрии, которая согласна провести этот эксперимент. Будет выделена одна остановка, инвестор уже есть.

- Чтобы мое предложение не осталось идеей просто на бумаге, хочу довести дело до конца. Я проконтролирую строительство одной такой остановки. Уже летом, надеюсь, люди смогут оценить нововведение, - делится планами депутат.

Еще Маматалиев предлагает создать условия для того, чтобы граждане более активно проявляли свои инициативы. Идея тоже не нова, ее давно используют в Европе. Называется «партиципаторное бюджетирование». В Бишкеке это будет «Элдик бюджет».

«Элдик бюджет» - это возможность для горожан принимать участие в распределении городского бюджета. Проекты присылаются в мэрию, все они будут опубликованы на сайте. Голосование открытое. В итоге проект, набравший наибольшее количество голосов, муниципалитет в обязательном порядке реализует. Будь то строительство спортивной площадки, сквера, велодорожки или чего-то еще.

- Это не только возможность для горожан проявить свою гражданскую активность. Это ведь и для мэрии благо. Во всем мире идеи стоят огромных денег. А тут, представьте, целый банк идей. И мэрии люди их дарят безвозмездно, - увлеченно рассказывает народный избранник.

Для начала руководство города может выделить на реализацию «Элдик бюджета» 20 млн сомов, считает Маматалиев. И, конечно, необходима большая информационная кампания, чтобы каждый житель города знал о проекте и мог в нем поучаствовать.

ОСТАЛОСЬ ЛИШЬ НАЗВАНИЕ

- Идея создания туристической милиции принадлежит мне. Правда, об этом уже никто не говорит. От моей идеи осталось только название, - смеется Марлен Абдырахманович, рассказывая о туристической милиции.

Когда он озвучил концепцию руководству МВД, ему поначалу присылали отписки, мол, есть у нас такое, экологическая милиция, например. Но совсем не это имел в виду депутат.

Фото: МВД КР 

Туристическая полиция во всемирной практике отвечает за имидж страны. Многие туристы сейчас, перед тем как выбрать для себя место посещения, изучают не только особенности страны, но и смотрят на наличие в ней туристической полиции. Эта служба в структуре МВД как скорая помощь в структуре минздрава.

Депутат планировал, что каждый турист, пересекающий границу Кыргызстана, будет получать специальный «туристический пакет». В нем и карта, и маршруты, и гостиницы, достопримечательности, и, самое главное, контакты туристической милиции. Ведь именно эта служба - основной помощник для туриста. Тогда гости нашей страны уже не будут чувствовать себя потерянными, предоставленными сами себе, они будут уверены в своей безопасности и защите.

- Туристическая милиция в Кыргызстане должна быть во всех регионах, хотя бы в областях. Пока мы не видим работы нового департамента, но летом я собираюсь оценить ее. И даже провести свой собственный эксперимент, - улыбается Марлен Абдырахманович.

ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ НАРОДА

Эксперимент, который провел Марлен Маматалиев в Агентстве по продвижению и защите инвестиций, показал неэффективность работы этого ведомства.

Графика из презентации депутата на заседании ЖК.

Предоставлено М. Маматалиевым 

- В докладе правительства говорилось о росте ВВП на 3,4% и росте доходов во всех отраслях. Вот только для народа этот рост незаметен. Зато заметен спад инвестиций. На 540 млн долларов. Кстати, спад начался как раз с 2015 года, когда и было создано это агентство. В три раза упал приток инвестиций с этого времени, - рассказывает Марлен Маматалиев.

Он выступил с докладом на заседании ЖК, где рассказал о своем эксперименте и видении решения проблемы.

- Надел кепку, очки, взял с собой иностранца и пошел в агентство. И вот на входе сразу возникает препятствие - охрана. Договариваемся с охраной - проходим. Никто не встречает потенциальных инвесторов. Ни фронт-офиса, ни бэк-офиса, сплошные коридоры с закрытыми дверями, - вспоминает депутат.

Когда, наконец, они нашли, к кому обратиться, вновь проблема. Ни проектов для инвесторов, ни предложений, ни каких-либо внятных объяснений, во что они могут вложить свои деньги. «А что вы хотите? Недра? Ну тогда вам надо ехать в ГКПН (Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования)». И снова инвестор поставлен в условия хождения по кабинетам.

- Зачем тогда вообще нужно это агентство? - удивляется депутат и предлагает альтернативу.

На базе Минэконома необходимо создать Министерство экономики, инвестиций и реформ, которое получит новый статус. Это будет уже не просто ведомство, собирающее статданные, оно станет заниматься реальным развитием экономики, в том числе отвечать и за привлечение инвестиций. Министр получит статус вице-премьера. В инвестиционный фонд при министерстве будут аккумулироваться средства от всех проектов.

Все крупные проекты в недропользовании, энергетике и других отраслях - прерогатива этого министерства. На открытых аукционах будут продаваться не лицензии на право разработки месторождений, к примеру, а доля в проекте. Доля государства от доходов составит 30%, 70% остается инвестору. Тогда не получится как с Джеруем, который продали за 100 млн долларов. По самым скромным подсчетам, его стоимость 4 млрд долларов. 50% - это необходимые расходы. Из оставшихся 2 млрд долларов, оставив себе 30%, Кыргызстан получил бы 690 млн долларов, инвестору осталось бы более 1 млрд.

А сейчас все лицензии продаются за 1 тысячу сомов, потом перепродаются инвесторам за миллионы.

То же самое касается ветровых электростанций, мини-ГЭС. Их можно построить в Кыргызстане множество. Ветра в Балыкчи, Шамалды-Сае, многочисленные реки. У нас прекрасные условия для строительства.

- Государство не может брать на себя все, необходимо отдавать такие объекты в частные руки на основе ГЧП. Инвестору это интересно, он получает землю, защиту и гарантированную покупку электроэнергии, если мы говорим о ветровых станциях и ГЭС. Кыргызстан же получает гарантированные поступления в бюджет и электроэнергию, - приводит доводы депутат.

В этом нет ничего нового, это легализация процесса, который существует. Разница лишь в том, что деньги будут идти не кому-то в карман, а в бюджет государства. Так как на аукционах живых денег не будет, ведь в качестве лота выступает доля. Принцип тот же: кто предложит больше? Начальная ставка - 30%. 35% - раз, 35% - два, 35% - три. Продано!

Идею создания министерства депутаты поддержали. Ведь доводы Марлена Маматалиева весомы:

- Я хочу, чтобы Кыргызстан начал развиваться, хочу, чтобы бюджет нашей страны пополнялся. Для этого у нас есть все ресурсы и возможности. На те деньги, которые будут поступать в инвестиционный фонд, можно по принципу кластерного подхода строить перерабатывающие предприятия в регионах. В Баткене - урюк, в Таласе - фасоль, на Иссык-Куле - яблоки. Государство не может жить только за счет кредитов, нам нужно собственное производство.

Фото предоставлено М. Маматалиевым

О ПОЛИТИКАХ И ПЕНСИЯХ

- Придет время, когда нынешнее поколение мигрантов и сотрудников частных компаний, станет пенсионерами. Как вы думаете, какую пенсию они будут получать? - спрашивает Марлен Абдырахманович, объясняя суть проекта «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики от 24 января 2004 года № 8 «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию».

Проект на стадии разработки. Идея проста. Снизить страховые взносы, которые оплачивает работодатель, с 17% до 10%. Ведь именно большие ставки заставляют сегодня многих скрывать своих сотрудников или не показывать размеры реальных заработных плат. В итоге страдает и госбюджет, недополучая средства, и сам человек. Его пенсия в итоге будет минимальной - не выше 4 тысяч сомов. Эту инициативу Маматалиев уже обсуждал с главой кабмина и председателем Соцфонда. Они согласны, что малый и средний бизнес нуждается в снижении ставок. Возможно, тогда компании начнут постепенно выходить из тени.

Законопроект не касается госслужащих. Там все прозрачно, скрывать сотрудников сложно. Потому и пенсии на госслужбе значительно выше.

Кстати, о госслужащих. Реалии сегодня таковы, что «вырасти» на госслужбе очень сложно. Обычному среднестатистическому чиновнику никогда не стать министром. Министров, как и других руководящих лиц, у нас назначают. Все решают знакомства, связи, в том числе и родственные. Никаких конкурсов, никаких требований.

Фото предоставлено М. Маматалиевым

- Это несправедливо и неправильно, - считает депутат. - Поэтому я подготовил законопроект «О политической службе». Он уже прошел общественное обсуждение, скоро начнутся слушания в комитете  

Основная цель закона - это повышение эффективности государственной и муниципальной служб и определение мер ответственности политических лиц. Например, вносится обязательное требование опыта: 5 лет работы на госслужбе, либо 7 лет работы в отрасли.

- Я сам был замминистра. И видел, что министрами становятся люди, не только далекие от госслужбы, но далекие даже от отрасли, которой они руководят. Они не знают элементарно, что такое проект-постановление. Тратят полгода-год, чтобы научиться у своих же подчиненных, - вспоминает депутат.

Вводится также возрастной ценз - от 30 до 65 лет на госслужбе и от 27 до 65 - на муниципальной. Образование тоже должно быть соответствующее. Если у тебя нет образования энергетика, то министром энергетики ты стать не можешь. А еще при назначении на политические должности, уверен Маматалиев, необходимо использовать ресурсы Национального резерва кадров, куда кандидаты отбираются по конкурсу.

Этот закон, как надеется депутат, будет принят в 2020 году, когда планируется изменение структуры правительства. Все будет направлено к единой цели - повысить эффективность работы министерств и ведомств. А в итоге достичь главного - улучшить жизнь кыргызстанцев и в целом всей страны.

- Быть политиком - это большая ответственность. Но в другой деятельности я уже не вижу себя. Хочу изменить нашу жизнь, жизнь каждого кыргызстанца. Идей у меня еще очень много, а значит, работы тоже, - подводит итог своего первого года депутатства Марлен Маматалиев.

Инна АКСЁНОВА

URL: https://archive.bulak.kg/show/9088