В третьем чтении парламент утвердил поправки в Закон «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики» которые включали в себя лишение неприкосновенности экс-президента. Проголосовали «За» 111 парламентариев из 114 зарегистрированных.
Лишение главы государства иммунитета происходит только с одобрения Жогорку Кенеша, за все то что он совершил во время своего правления.
Если экс-президент преступил закон уже после того, как сложил полномочия, то будет отвечать так же, как любой другой гражданин.
Дополнительно ко всем изменениям включена и норма Акылбека Жапарова о том, что бывший глава государства лишается неприкосновенности и остальных привилегий, в том случае он остается в большой политике и претендует на государственные должности. Закон отправился на подпись Сооронбаю Жээнбекову.
Эксперты и народные избранники рассказали если президент подпишет данный указ попадёт ли Алмазбек Атамбае под уголовную ответственность или данное правило будет распространятся только на последующих экс-президентов.
Зайнидин Курманов, профессор, эксперт по парламентаризму:
" Закон обратной силы не имеет. То есть если бы депутаты поддержали поправки, предложенные Исхаком Масалиевым, согласно которым 12-я статья обсуждаемого документа упраздняется и закон приводится в соответствие с Конституцией, то их действия распространялись бы и на Алмазбека Атамбаева, и на Розу Отунбаеву.Народные избранники усложнили процедуру, приняв видоизмененный вариант концепции законопроекта. Теперь лишать экс-глав государства иммунитета можно будет только через импичмент."
В том случае если Генпрокуратурой будет обнаружен состав преступление на прошедший период правления Алмазбека Атамбаева, то Генпрокуратура передаст этот вопрос на рассмотрение депутатам и те в свою очередь должны будут принять решение о привлечении его к уголовной ответственности.
Но вопрос состоит в том, что на момент правления Атамбаева 12-я статья действовала без этих поправок. В результате чего за те деяния, которые он совершил во время своего президентства он отвечать не будет. А вот по ново установленным поправкам будет отвечать за поступки, совершенные уже после отставки как обычный гражданин.
В остальных случаях у него неприкосновенность. Данные поправки должны коснутся Сооронбая Жээнбекова и будущих президентов. Но по норму предложенной Акылбеком Жапаровым в случае активной политической деятельности экс-президента или если он претендует на государственные должности, то он лишается иммунитета и остальных привилегий.
"Если Алмазбек Атамбаев продолжит политическую деятельность, то согласие парламента и представление Генпрокуратуры на то, чтобы предъявить ему обвинение, не потребуются."
Зайнидин Курманов
Исхак Масалиев, депутат Жогорку Кенеша:
"И Алмазбека Атамбаева, и Розу Отунбаеву можно будет привлечь к уголовной ответственности только с согласия Жогорку Кенеша. На них принятые поправки распространяются в любом случае, поскольку мой коллега Курманкул Зулушев в последний момент внес норму, по которой уже видоизмененная статья 12 закона действует с 2007 года. Но усложнена сама процедура.
По существу, депутаты приравняли статус экс-президента к статусу действующего главы государства. Это неправильно и противоречит Конституции."
Поэтому я и проголосовал против. Что касается нормы Акылбека Жапарова, то она, как и другие изменения, вступит в силу с момента подписания проекта закона.
Так как если на стороне привлечения к уголовной ответственности Атамбаева будут правоохранительные органы, то никакого решения ЖК им нужно не будет.
Бакыт Торобаев, лидер парламентской фракции «Онугуу-Прогресс»:
" А почему не должны они распространяться? Да, изменилось содержание поправок, но не срок начала их действия.
То есть если в деятельности экс-президентов Алмазбека Атамбаева и Розы Отунбаевой Генпрокуратура нашла состав преступления именно на период исполнения ими президентских обязанностей, то с согласия парламента они иммунитета лишаются.
Если по одной из норм, принятых парламентом, экс-главы баллотируются по списку партии в Жогорку Кенеш или назначаются на правительственные должности, то никакой неприкосновенностью с этого момента они больше не обладают."
Экс-министр юстиции Аида Салянова:
"Я считаю, что этого закона вообще не должно было быть. В итоге произошла путаница. По Конституции у экс-президента нет неприкосновенности. Следовательно, нужно было статью 12 просто убрать, без всяких поправок и изменений. Но Конституционная палата дала свою трактовку, и парламент ее поддержал, поскольку решение КП КР окончательное и обжалованию не подлежит. Теперь экс-президент получает абсолютный иммунитет. Закон обратной силы не имеет. То есть привлечь его к уголовной ответственности за противоправные деяния без одобрения Жогорку Кенеша не получится."
Омурбек Текебаев, лидер политической партии «Ата Мекен»:
"Я согласен с тем, что неприкосновенности у экс-президента быть не должно, поскольку она не прописана в Конституции. Но и здесь я хочу особо подчеркнуть: парламент, приняв в третьем чтении этот пакет поправок, поддержал изменение, нарушающее основополагающие принципы Конституции."
"В нем говорится, что экс-президенту запрещается заниматься политической деятельностью, в противном случае он лишается статуса, которому сопутствует и неприкосновенность. Но подобное изменение вступает в противоречие с главным документом страны.
И меня удивляет, что депутаты так произвольно и легкомысленно обращаются со статьями Конституции."
"Статусом экс-президента наделяются все бывшие главы государства, причем без всяких условий. Исключение составляют только те, которые были отрешены от должности в порядке, установленном статьей 67 Конституции. В отношении экс-президента в Конституции имеется только одно ограничение: один и тот же человек не может вторично баллотироваться на пост лидера страны.
Любая попытка ограничить деятельность экс-президента как гражданина Кыргызстана противоречит принципам Конституции."
Более того, нет четкого определения — каким именно видом политической деятельности нельзя заниматься бывшему президенту, чтобы не лишиться статуса «экс». Политическая деятельность предполагает вмешательство человека или группы во властные отношения с целью достижения определенной цели; это вид активности, направленный на изменение или сохранение существующих политических отношений. Но она чрезвычайно разнообразна: практическая и теоретическая, рациональная и иррациональная.
Сейчас Роза Отунбаева занимается общественно значимыми проектами, в частности, проблемами мигрантов. Она дает свои рекомендации правительству, оценивает социально-экономическую ситуацию и деятельность самого кабмина. Все это подходит под определение политической деятельности. При таком ресурсе, я бы сказал, как национальное богатство, как опыт экс-президента в лице Розы Отунбаевой, нерационально и непростительно не использовать его.
"Конечно, Алмазбек Атамбаев для меня нехороший человек, но из-за него мы не должны ущемлять конституционные права граждан и поступаться принципами Основного закона."
Омурбек Текебаев
Это выглядит банальным политическим преследованием, что недопустимо.