Почему в Кыргызстане бензин продают так дорого? (Обзор)

0

Ежегодно республика закупает более одного миллиона тонн топлива из России. В свою очередь Казахстан уже в этом году планирует экспортировать избыток ГСМ в КР. В стране также действуют пять нефтеперерабатывающих заводов, мощность которых составляет около 2 млн тонн в год. Оказывается, все эти факторы недостаточно влияют на снижение стоимости ГСМ в Кыргызстане.

Независимо от того, что наша республика занимает первую строчку по дешевизне бензина среди импортозависимых стран, некоторые эксперты полагают, что даже в этом случае цены необоснованно завышены. При этом по данным globalpetrolprices.com, из всех стран Центральной Азии в Кыргызстане самый дорогой бензин, за исключением Таджикистана. На фоне горячих дискуссий о стоимости «черного золота» в начале года, нефтетрейдеры все-таки пошли на уступки и снизили цену на 2-3 сома. 

КОГДА ЖДАТЬ СНИЖЕНИЯ ЦЕН НА БЕНЗИН В СТРАНЕ?  

Так, 28 февраля, депутат Жогорку Кенеша Эмил Токтошев заявлял, что разница между отпускными ценами на нефтебазах и розничными на автозаправочных станциях достигает 20 процентов.

По его информации, в одном из своих интервью исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канат Эшатов сообщил, что розничная стоимость бензина не должна превышать оптовую на 10 %.

- Исходя из слов Каната Эшатова, бензин должен стоить не больше 36 сомов, а не 40-43, - подчеркнул нардеп.

- На нефтебазе, которая находится недалеко от Бишкека, топливо марки Аи-92 отпускают по 32,8-33 сома, на АЗС цена достигает 40,9. Оптовая стоимость дизеля составляет 39 сомов, а на заправках он стоит 45. Здесь мы видим разницу в восемь сомов, - сказал парламентарий.

В свою очередь Ассоциация нефтетрейдеров объясняет ситуацию «плавающими» ценами на мировом рынке и высокими российскими акцизами. Они утверждают, что благодаря их усилиям в стране не наблюдается резкого скачка цен. У ассоциации есть запасы топлива, которых хватит на полтора месяца.

ПУСТЬ НЕФТЕТРЕЙДЕРЫ ОТЧИТАЮТСЯ

- Основная задача Ассоциации нефтетрейдеров - это забота о потребителях путем контроля цен. Это общественная структура, которая имеет неплохой доход, но пока не видно результата их деятельности. Пусть отчитаются, что они сделали в части ценовой политики. У ассоциации есть свои заправки, которые они «крышуют», а фискальные органы их уважают и решают все проблемы коррупционными методами, - возмутился доктор экономических наук Асылбек Аюпов.

Bulak.kg попросил Канатбека Эшатова прокомментировать эту ситуацию. Но он не пришел на встречу и проигнорировал все звонки. Это наводит на мысль, что на топливном рынке страны не все в порядке, и ассоциация либо не заинтересована в урегулировании, либо не в силах устранить проблемы. В любом случае Антимонопольной службе и Генпрокуратуре стоило бы обратить на это внимание и вынести тему на повестку дня.

ХИТРЫЕ УЛОВКИ КИТАЯ

Асылбек Аюпов рассказал Bulak.kg, что Кыргызстан берет топливо у России по договорным ценам, потому что на мировом рынке они постоянно меняются. С точки зрения предпринимательства четко фиксировать их неразумно. Миллион тонн для России - это капля в море, но из-за падения цены на нефть и санкций РФ вынуждена поднять акциз.

- С помощью китайских инвесторов и кредитов построили нефтеперерабатывающие заводы в Кара-Балте и Токмоке. Их основная задача - экспортировать нефтепродукты в Китай. Пользуясь нашим членством в Евразийском союзе, китайцы поставляют себе ГСМ. Да, они платят государству налоги. Но эти заводы пагубно влияют на экологию региона, - отметил доктор экономических наук.

К слову, подобные НПЗ находятся в Китае под запретом. Там заботятся об экологии и здоровье своих граждан. А что же мы? Заводы в Кара-Балте и Токмоке на 80 процентов ориентированы на экспорт, и всего лишь 20 процентов уходит на внутренние нужды. Возникает вопрос: «Зачем нам такие НПЗ, от которых больше вреда, чем пользы?».

ПОРА БРАТЬ ТОПЛИВО У СОСЕДЕЙ

По словам Асылбека Аюпова, можно снизить цену на бензин, только поменяв поставщика или создав конкуренцию. Раньше Казахстан поставлял топливо, а сейчас поставки прекратились. Если казахские власти все же решат продавать, то импорт «черного золота» будет дешевле за счет логистики, и цены на рынке резко упадут.

- Контрабанда «черного золота» из Казахстана может быть и большая, но она не влияет на повышение или снижение стоимости на рынке, - подчеркнул эксперт.

Не стоит сбрасывать со счетов, что в Узбекистане и Туркменистане «черное золото» стоит значительно ниже - 0,54$ и 0,43$, соответственно. Если покупать топливо и у соседей, то появившаяся конкуренция позволит удерживать и снижать цены. Чтобы добиться этого, правительству необходимо проанализировать все возможности, риски и подписать соглашение о поставках. Почему раньше не рассматривались эти варианты, до сих пор остается загадкой.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В ТАДЖИКИСТАНЕ

- От общего объема импортируемого топлива 5 процентов может составить контрабанда в соседние страны. Невозможно точно узнать об объемах контрабанды в Таджикистан. Контролирующие органы обязаны предупреждать представителей правительства в приграничных областях о своих рейдах заранее. Они в свою очередь могут быть в сговоре с контрабандистами и информировать их о планируемых проверках, - делится предположением Аюпов.

Следовательно, 5 процентов от одного миллиона тонн беспошлинных российских ГСМ - это 50 тыс. тонн. Для Кыргызстана потеря даже таких объемов очень существенна и, несомненно, способствует росту внутренних цен. Искоренить контрабанду в Таджикистан практически невозможно. Если власти «отрубят ей голову», то на ее месте появится новая. Свято место пусто не бывает.

При таком положении дел бессмысленно ждать понижения цен на ГСМ в Кыргызстане - они останутся такими же высокими.

Так, когда же ждать снижения цен на бензин в Кыргызстане? Никогда. 

Маданбек КАПАРОВ 

URL: https://archive.bulak.kg/show/8650