Режиссер фильма "Айка": "Говорят: "Конечно, сними на ужасную тему, и тебя сразу наградят". Но это иллюзия"

0
 В феврале в кинопрокат выходит драма Сергея Дворцевого "Айка" о нелегальной мигрантке из Кыргызстана в Москве. Чтобы отдать долги бандитам-соотечественникам, она вынуждена выйти на работу сразу после родов, бросив ребенка в роддоме. Картина, снятая совместно с Россией, выдвинута на "Оскар" от Казахстана в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и вошла в шорт-лист. "Айка" уже удостоилась приза Каннского кинофестиваля — лауреатом стала исполнительница главной роли Самал Еслямова. Сергей Дворцевой рассказал РИА Новости, почему проблемы мигрантов нужно срочно решать и чем его фильм оказался близок американским киноакадемикам.
Режиссер Сергей Дворцевой и актриса Самал Еслямова в Каннах
Режиссер Сергей Дворцевой и актриса Самал Еслямова в Каннах
— Имя Айка что-то означает? Я читала, у некоторых народов оно переводится как "козочка".
— Интересно, я этого не знал. Вообще, Ай — это Луна в тюркской группе языков. Айку на самом деле зовут Айнур. Есть еще Асель, Айсулу... Все имена, начинающиеся на Ай, у этих народов сокращенно — Айка.
 — Весь фильм главная героиня борется не с этическим аспектом своего выбора, а с физиологией. Это такое сознательное обращение к животным инстинктам?
— Я очень не хотел бы видеть историю, где женщина вдруг начинает думать: "Боже, что же я делаю! Какая я нехорошая!" Для меня это было бы фальшиво. Какие этические метания? Айка живет так, как ей позволяет ситуация, она, по сути, находится на войне. Беременность и ребенок — не ее выбор. То, что ее обманули и не заплатили за работу, — не ее выбор. Так бывает в жизни: что бы ты ни делал, все наперекосяк. Вот такой у нее период. И я хотел сделать фильм именно о том, что не человек сам начинает думать: "Я живу не так", а жизнь заставляет его меняться. В данном случае — молоко, гормоны.
Съемки фильма Айка
Если бы на этой "войне", когда пули летят (Айка должна деньги, надо убегать, прятаться), она вдруг села и стала размышлять, то я бы не поверил в эту историю. Ее жизнь заставляет, природа. Не зря же в фильме все время идет снег — то, что происходит в природе, воздействует на человека и животных. С Айкой это тоже связано: у нее гормональная атака после родов, она меняется, не желая этого. Для меня намного интереснее то, что она не хочет меняться, а природа ее заставляет.
 — У Айки был выбор в том мире, который вы показываете?
— Конечно — не кормить ребенка, бросить его. Вы представьте на минутку, что попали в такую ситуацию. Какой силы должен быть характер у человека, чтобы не сломаться, а продолжать идти к своей цели? Во-первых, она занимает деньги, которые не может отдать, потому что хочет открыть бизнес, и она идет к этому. Во-вторых, она забеременела в результате изнасилования.
Как не уехать вообще отсюда, когда у тебя такая ситуация? Как не сломаться женщине, не имеющей поддержки, совсем одной, когда надо скрывать сначала беременность, а потом и рождение ребенка?
Это серьезная психологическая нагрузка. Я, когда снимал, все время примерял ситуацию на себя. Как бы я поступил? Думаю, я бы сломался. Айка — женский характер невероятной силы и жизненной энергии.
 
Съемки фильма Айка
— Вы этот сильный женский характер с кого-то списывали?
— Сначала я услышал о том, что киргизские женщины оставляют детей в роддомах, а потом стал исследовать тему и встретился с женщиной буквально такой же судьбы, она тоже хотела забрать ребенка. Я начал общаться с ней и узнал еще несколько таких историй. Частично в Айке выведен ее характер, частично — других героинь, которых я знал. В какой-то степени в этой героине есть черты и самой актрисы. Я, конечно, исходил из того, что она — сильный человек, потому что шесть лет сниматься в этой роли очень сложно.
— Вы изучили статистику: сколько таких брошенных детей? Существует стереотип, что женщины из Средней Азии подобное совершить не могут.
— Да, именно это меня и удивило, когда я узнал о подобных случаях. По-моему, это был 2012 год, когда в роддомах Москвы остались 248 киргизских детей. Я узнал об этом в организации, которая занимается отказниками. Потом стал искать информацию дальше и пытался понять мотивы этих женщин. Именно поэтому я и начал работать с темой.
Я сам русский, но — из Казахстана, родился и двадцать с лишним лет прожил там. Я хорошо знаю азиатских женщин и сразу подумал: "Что ж такое? Почему они бросают детей?"
А потом, когда разобрался, понял: столько обстоятельств, столько проблем... Они тут на птичьих правах, непонятно как существуют. Годами здесь живут, не видят свои семьи, у них возникают контакты, романы, беременности — или, как у Айки, совершается насилие. Они боятся, что об этом узнают дома: это стыдно, позор, поэтому они детей здесь бросают.
Съемки фильма Айка
— То есть ваш фильм в некотором роде — оправдание этих женщин?
— И оправдание, и понимание. Попытка поднять такую важную проблему, существующую у мигрантов. Надо думать, как их адаптировать, потому что человек не может жить без прав.
— Действие фильма происходит в Москве, и город в данном случае выступает как отдельный герой. Но ведь такая история могла случиться в любом мегаполисе мира.
— Просто я хорошо знаю Москву, живу здесь уже двадцать лет, и это часть нашей жизни сегодня: мы сталкиваемся с киргизами, узбеками в магазинах, на улице, в метро, в автобусе. Мне интересно, как они живут, мне близки азиаты, у меня масса знакомых и друзей среди них. Но вы правы, это есть везде. И даже сейчас, когда мы участвуем в оскаровской кампании в США, мне там говорят: "Нам это очень близко". У них целая армия нелегалов из Гондураса через границу прорывается плюс мексиканцы — всегда такая проблема была. И в Европе сейчас это везде. Как-то проблему надо решать, но никто не знает рецепта, везде какие-то эксцессы происходят.
Съемки фильма Айка
— Попадание фильма в шорт-лист "Оскара" связано как раз с тем, что вы затронули эту мировую болевую точку?
— Не только. Конечно, важно, чтобы люди, которые смотрят фильм, чувствовали, что тема им близка. Но в то же время они судят по силе картины. Если посмотреть на ленты, которые не попали в шорт-лист, можно заметить много остросоциальных работ.
Говорят: "Конечно, сними на ужасную тему, и тебя сразу наградят". Но это иллюзия. Это мнение обывателя, который не понимает суть вопроса.
 
На "Оскаре" голосуют профессионалы, знающие кино. Я встречался со многими из них, когда мы показывали фильм. По их вопросам, по тому, как они анализировали и оценивали картину, я понял, что там масса очень профессиональных людей, которые прекрасно разбираются именно в искусстве кино. То есть тема — это хорошо, но если кино недостаточно сильное, то попасть туда очень сложно.
Съемки фильма Айка
— Понятно, что во многом успех "Айки" — заслуга исполнительницы главной роли Самал Еслямовой. Как вы с ней работали, чтобы добиться этого невероятно реалистичного ощущения физической изможденности героини?
— Мы очень много для этого трудились, потому что я хотел, чтобы зритель верил в эту историю. Я хочу делать такие фильмы, чтобы зритель сопереживал, поэтому стараюсь снимать как можно более реалистично.
С самого начала я говорил Самал: "Извини, но это такой фильм, что каждую секунду придется страдать".
Ведь женщина первые три дня вообще должна лежать в роддоме, а Айка сразу убегает работать. Женщины после родов говорят: "По мне танк проехал", им ужасно тяжело, больно, а наша героиня работает в этот момент. Конечно, Самал физически готовилась к каждой сцене. Она всегда делала упражнения, чтобы войти в кадр уже уставшей. Морально тоже нужно было добиться истощения. Была серьезная подготовка к каждому эпизоду. Иногда сцена требовала не спать, бегать или еще что-то делать.
Фото на главной странице: flipboard.com
URL: https://archive.bulak.kg/show/7992