Чтобы внедрить инклюзивное образование, нужно менять сознание людей

0

Одной из проблем внедрения инклюзивного образования, когда дети с ОВЗ учатся со своими здоровыми сверстниками, является неприятие и самих здоровых детей, и их родителей

Фото иллюстративное 

В рамках различных проектов общественных организаций при финансовой поддержке Фонда

Сорос-Кыргызстан и участии Министерства образования и науки в отдельных пилотных школах достигнуты первые результаты: накоплен педагогический опыт, разработаны методические рекомендации. Однако инклюзивное образование внедряется в нашей стране неравномерно.

Председатель Ассоциации родителей детей-инвалидов Тамара Дыйканбаева отмечает ряд психолого-педагогических проблем инклюзивного образования:

- неприятие детей с ограниченными возможностями здоровья и самой идеи инклюзивности;

- трудности в понимании и реализации подходов,

- недостаточность современных практикоориентированных программ и технологий обучения школьников с ОВЗ;

- нежелание многих родителей типично развивающихся детей обучения их вместе с особенными сверстниками;

- конфликты между самими детьми;

- сложности социально-психологической адаптации учеников с инвалидностью;

- отсутствие новых подходов к методической работе с учителями, другими специалистами, работающими в инклюзивном пространстве.

Большинство родителей, по словам Тамары Дыйканбаевой, говорили, что одной из наиболее острых проблем организации инклюзивного образования в обычных детских садах и школах является дефицит специалистов, владеющих методиками обучения, воспитания и коррекции развития учащихся с ОВЗ. Так, педагоги-психологи есть не в каждой школе. Совершенствование профессиональной помощи детям с инвалидностью и внедрение идеи инклюзии требуют переосмысления существующих моделей дошкольной, школьной психологических служб.

Тем не менее, есть очень интересные практики. С 2015 года на базе Ресурсных центров в СШ №1 с. Лебединовка, СШ №8 Нарына, СШ № 18 Оша работают Службы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. Они созданы в рамках проекта «Сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе в КР» Фонда Евразия Центральной Азии при финансовой поддержке Фонда Сорос-Кыргызстан. За три учебных года специалисты служб (логопеды, психологи, физиотерапевты) помогли почти 100 учащимся.

Службы сопровождения активно взаимодействуют с образовательными организациями своего города и района, оказывают методическую помощь педагогам, проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении. Деятельность их направлена на создание условий для самореализации личности каждого ребенка и адаптации к постоянно меняющемуся обществу.

Директор Ошской СШ № 18 им. А. Навои Турдаим Карамурзаева рассказала следующее:

Служба сопровождения помогает решать многие проблемы, возникающие при реализации инклюзивного процесса в нашей школе, такие как: выбор образовательного маршрута, преодоление затруднений в учебе, решение личностных проблем развития ребенка, а также формирование здорового образа жизни. Очень хорошо, что учащиеся могут получить помощь от логопеда, психолог работает над улучшением психологического климата, определяет состояние детей, и, главное, мы можем развивать способности ребят. Родители очень рады, что сразу в школе наши воспитанники получают дополнительную помощь.

Таким образом, поддержка ребенка в инклюзивном образовательном процессе крайне необходима. Подобные Службы психолого-медико-педагогического сопровождения необходимо создавать, считает председатель Ассоциации родителей детей-инвалидов Тамара Дыйканбаева, и в остальных школах республики.

URL: https://archive.bulak.kg/show/5807