Судебную реформу необходимо ускорить

0

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков подписал Указ “О некоторых мерах, принимаемых в рамках проводимой судебной реформы”, сообщает отдел информационной политики аппарата президента КР 

Главная цель настоящего Указа - продвижение проводимой судебно-правовой реформы.

Принимая во внимание серьезность проблем, порождаемых состоянием судебно-правовой системы, в целях эффективного продвижения процесса реализации новых Уголовного кодекса, Кодекса о проступках, Кодекса о нарушениях, Уголовно-процессуального кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса и иных сопутствующих законов, принятых в рамках проводимой судебно-правовой реформы в Кыргызской Республике, подготовлен данный Указ президента Кыргызской Республики.

С 1 января 2019 года вступают в действие новые Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики о проступках, Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики и иные сопутствующие им законы.

Данное законодательство уголовно-правового блока имеет стратегический характер в обеспечении защиты прав человека и играет важную роль в развитии жизнеспособной государственной системы и современной экономики. С принятием нового законодательства была проведена гуманизация, декриминализация и депенализация уголовного судопроизводства, национальное законодательство в большей степени приблизилось к международным стандартам в сфере прав человека, доступа к правосудию, обозначен отход от старой правовой культуры.

Реализация кодексов и законов предполагает вовлечение в этот процесс целого ряда исполнительных, правоохранительных органов, органов прокуратуры, судов, системы исполнения наказаний, адвокатуры, юридических факультетов высших учебных заведений, а также органов местного самоуправления. Требуется проведение согласованного комплекса мероприятий по внедрению нового законодательства, совершенствованию деятельности судебно-правовых органов, их структурной перестройки, уточнению полномочий, решению целого ряда организационных, нормативно-правовых, финансовых, материально-технических и иных задач.

Недооценка подготовительной деятельности к внедрению кодексов может привести к тому, что названные кодексы в обозначенные законом о их введении в действие сроки могут не вступить.

Такая ситуация может отодвинуть прогрессивные идеи, заложенные в новых кодексах, на неопределенный срок и не позволит завершить начатые реформы.

Практическая реализация кодексов уже начата. Правительство движется в обозначенном направлении реформ, проведены некоторые начальные мероприятия. Однако работа ведется медленно и несистемно. Уменьшается время на проведение подготовительных мероприятий для вступления кодексов и законов. Принимаемые исполнительными, правоохранительными, судебными органами меры не дают желаемых результатов из-за отсутствия между ними согласованных действий. Со стороны руководителей министерств и ведомств нет заинтересованного вовлечения и четкого контроля за продвижением реформы, что приводит к попыткам некоторых субъектов законодательной инициативы к изменению концепции новых кодексов, что равносильно возвращению к старому законодательству и практике.

Необходимо установить основными приоритетами реализации нового уголовного законодательства внедрение системы Единого учета преступлений, проступков, нарушений и введение института пробации. Данные системы должны начать функционировать с 1 января 2019 года. Государственные органы, вовлеченные в процесс реализации кодексов, должны быть подготовлены, сотрудники обучены. 

Остается проблемной реализация прав человека по получению гарантированной государством юридической помощи как по уголовным, там и гражданским и административным делам.

Учитывая все это, принятый Указ главы государства призван дать новый импульс системному продвижению судебно-правовой реформы. 


Текст Указа президента: 

О некоторых мерах, принимаемых в рамках проводимой судебной реформы

В целях принятия неотложных мер по подготовке к практическому применению и эффективной реализации Уголовного кодекса Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики о проступках, Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «Об основах амнистии и порядке ее применения», вводимых в действие с 1 января 2019 года Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Уголовного кодекса Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики о проступках, Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «Об основах амнистии и порядке ее применения» от 24 января 2017 года № 10, Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях от 13 апреля 2017 года № 58, вводимого в действие с 1 января 2019 года, и иных законов Кыргызской Республики, вступивших и вступающих в силу в рамках проводимой судебной реформы, постановляю:

  1. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики:

1) обеспечить эффективное выполнение Плана мероприятий по реализации Уголовного кодекса Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики о проступках, Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях, законов Кыргызской Республики «О пробации», «Об основах амнистии и порядке ее применения», утвержденного распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 14 апреля 2017 года № 120-р, а также ускорить необходимую корректировку указанного Плана с учетом замечаний и предложений членов Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики;

2) с привлечением соответствующих министерств, а также других органов исполнительной власти:

– профинансировать в качестве первоочередных мероприятия по введению в действие и внедрению положений новых кодексов и иных сопутствующих законов;

– ускорить необходимые мероприятия по подготовке к введению в действие и внедрению положений новых кодексов и иных сопутствующих законов с активным привлечением Адвокатуры Кыргызской Республики, включая проработку концепции создания специального фонда и дорожной карты по внедрению института для возмещения ущерба потерпевшим и активизацию Центра по координации гарантированной государством юридической помощи при Министерстве юстиции Кыргызской Республики с определением соответствующего финансирования;

– ускорить разработку и принятие в приоритетном порядке нормативных правовых актов, вытекающих из новых кодексов и законов, с последующим внесением отдельных из них в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики;

3) совместно с соответствующими государственными органами Кыргызской Республики:

– оказать содействие в реализации процессов интеграции имеющихся информационных систем и баз данных с автоматизированной системой Единого реестра преступлений и проступков в срок до 1 июля 2018 года;

– ускорить создание Единого реестра нарушений с последующей его интеграцией с Единым реестром преступлений и проступков и функционированием в перспективе как Единого реестра преступлений, проступков и нарушений;

– совместно с техническим оператором по эксплуатации и техническому обслуживанию автоматизированных систем Единого реестра преступлений и проступков и Единого реестра нарушений, определенным Правительством Кыргызской Республики, провести неотложные мероприятия по разработке и апробации программного обеспечения указанных систем в срок до 1 октября 2018 года;

– провести обучающие мероприятия для сотрудников всех правоохранительных и иных органов, вовлеченных в работу с автоматизированной системой Единого реестра преступлений и проступков, в срок до 15 декабря 2018 года;

4) усилить контроль за государственными органами по подготовке ими поэтапного введения в действие института пробации;

5) обеспечить безусловное исполнение мероприятий по реализации Уголовного кодекса Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики о проступках, Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях, Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики «Об основах амнистии и порядке ее применения», возложив на руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность;

6) один раз в квартал представлять Совету по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики информацию о процессе работы по реализации (внедрению) кодексов и иных законов Кыргызской Республики.

  1. Рекомендовать Верховному суду и Совету судей Кыргызской Республики:

1) провести необходимые организационно-распорядительные мероприятия по введению процессуальной фигуры следственного судьи, вытекающие из положений нового Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, включая внесение изменений в штатное расписание местных судов;

2) доработать положения проекта Государственной целевой программы развития судебной системы Кыргызской Республики с учетом предложений и замечаний членов Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики, поступивших заключений государственных органов, после чего внести в Правительство Кыргызской Республики доработанный проект программы для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.

3. Рекомендовать Правительству Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики ускорить проработку и принятие Государственной целевой программы развития судебной системы Кыргызской Республики на ближайшие годы.

4. Рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики рассмотреть вопрос введения временного моратория сроком до 1 года на внесение каких-либо изменений в новые Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики о проступках, Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики и Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики, за исключением изменений по приведению вышеназванных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики и разработки проектов законов в целях уточнения положений производства по исполнению судебных решений и реализации проекта «Умный город».

5. Государственным средствам массовой информации обеспечить информационное сопровождение хода подготовки по реализации новых кодексов и иных законов Кыргызской Республики.

6. Секретариату Совета безопасности Кыргызской Республики образовать экспертную рабочую группу по мониторингу мероприятий, проводимых в рамках Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики, по эффективной реализации кодексов и иных законов при отправлении правосудия.

7. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на отдел судебной реформы и законности Аппарата Президента Кыргызской Республики.

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

URL: https://archive.bulak.kg/show/5295