Милицию оставлять нельзя преобразовать!

0

Тот случай, когда запятая решает всё! Милиция, полиция… Какая разница? От перемены вывески ничего не изменится. Так видят кыргызстанцы реформу МВД. Живем как в сказке. «Что воля, что неволя – все одно!» Марья-искусница Бабой Ягой околдована была. А мы кем околдованы? Откуда такой пессимизм и нежелание что-то менять? Почему не поддержать премьера, планы коего грандиозны, даже амбициозны, но… При грамотной их реализации реформы и новшества, внедряемые главой правительства, станут для Кыргызстана благом. И об этом говорят сегодня прогрессивные, болеющие за свою страну специалисты.

Тяжелую ношу взвалил на себя премьер. Хватит ли ему политической воли, чтобы справиться с неверием в него, в его желание и возможности провести реформу такой глыбы, как МВД? Таким вопросом задаются многие кыргызстанцы. И радует, что многие верят – реформу делать надо. Впрочем, о необходимости менять положение с правоохранительными органами признают все, даже самые ярые пессимисты и консерваторы.

В свете начатой президентом борьбы с коррупцией данная реформа может стать как нельзя более показательной. Ведь самая коррумпированная система сегодня – это и есть МВД. Поэтому и начинать борьбу необходимо именно с этого ведомства.

Необходимость реформы была и есть, но…

О необходимости реформы МВД заговорили еще в далеком 2002 году, аккурат после трагических аксыйских событий. Уже тогда правозащитники стали бить в колокола, доказывая, что милиция не должна быть инструментом и использоваться облеченными властью людьми для достижения своих целей и продвижения собственных интересов.

Потом были «тюльпановые революции» 2005 и 2010 годов. И снова инициативы реформировать МВД закончились лишь грандиозными прожектами, дальше разговоров дело так и не пошло. Хотя «соседи»-казахи реформу провели, и милиция там с 1998 года полиция, и даже разницу народ уже заметил. Не все, конечно, гладко и проблем хватает, но главное ведь начать менять, главное – сдвинуть этот лежачий камень.

Хотя был у нас Указ президента от 18 июля 2016 года «О мерах по реформе системы правоохранительных органов КР». И согласно распоряжениям президента 12 главных управлений упразднили, а на их базе 6 служб создали. Вот только ничего не изменилось. Как была коррупция, так и осталась, как было у людей недоверие, даже страх, даже ненависть к «доблестным» милиционерам, всё осталось. Потому и перестал народ доверять каким бы то ни было реформам. Не верят, боятся, не хотят!

Корень зла – негативные ассоциации

Мусора, менты, легавые – так называют граждане представителей милиции. По ассоциации? Наверное! Форма мышиного цвета, или цвета асфальта, на котором «пасутся» гаишники, поведение их и само восприятие милиции. Всё это стало поводом для нарицательных имен, отнюдь не красящих милиционеров.

Сегодня люди не хотят лишний раз звонить в милицию, даже при наличии веского повода. Почему? Потому что затаскают. И ты автоматически из пострадавшего станешь обвиняемым. Принцип «даже к столбу можно докопаться» действует верно и безотказно. Был бы человек, статья найдется.

Именно с ломки этого стереотипа необходимо начинать реформу, считает бывший сотрудник милиции, ныне офицер запаса, знающий всю эту «кухню» изнутри. Он не пожелал назвать своего имени, что объяснимо в условиях царящего ныне правового беспредела.

«Но реформировать надо, - говорит он. – Главное, чтобы дело не ограничилось сменой вывесок. Реформа должна быть глобальной и повсеместной. Менять не только названия, но саму структуру, методы работы и, конечно, личный состав. Начальство, которое закоснело в своих методах работы, которое тяжело сдвинуть и заставить работать по-новому. Всех надо менять!»

Милиция VS полиция. Глобальная реформа

Почему реформировать значит начать со смены названия? (Просьба не путать с целой реформой, это лишь этап, причем начальный). Да потому, что «как корабль назовешь, так он и поплывет». И ассоциации опять же дурные с милицией у народа связаны (о чем шла речь выше).

Милиция – военизированная структура, произошла от латинского miles – воин, солдат, пехотинец. Собственно, милиция (militia) это и был отряд пехотинцев, который формировался только на время войны. А потом коммунисты сделали «милицией» правоохранительный орган. Поскольку ассоциации у Временного правительства были нехорошие со словом «полиция». Раз полиция – значит царская, то есть вражеская, антисоветская. А милицией в послереволюционной России называли отряды «народного ополчения», которые и занимались охраной порядка. Так и прижилось это название, а потом уже и на все союзные республики распространилось.

Полиция – это система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. (Заметим, система сугубо гражданская). Происходит от фр. Police, от др.-греч. ἡ πολιτεία — государство, город. То есть изначально полиция – это то, что связано с государством.

Полиция США 

Отсюда и разница в функциях. И если милиция у нас в основном, это карательный орган, который занимается поимкой преступников, то полиция основной акцент делает на предупреждении преступлений и профилактической работе с потенциальными преступниками.

«Важнейшим направлением реформы должно стать перепрофилирование правоохранительных органов из карательного механизма в сервисную организацию», - говорит пенсионер ГКНБ Нуркан Эшимбеков. - Полиция занимается, прежде всего, охраной порядка, а также предупреждением и раскрытием преступлений. В то же время основная ответственность за поддержание порядка ложится на государство. У полиции, если говорить в общем, три основные функции: предупреждение и расследование преступлений, поддержание общественного порядка и оказание помощи населению. Полиция должна работать в тесной связке с населением. Упор делается на предупреждение преступлений, а не на их расследование и установление причин совершения».

Кыргызская милиция сегодня предупреждением преступлений, в принципе и по закону, должна заниматься, но… Знакомая ситуация?

- Алло, милиция! Помогите – убивают!

- Кто вас убивает, гражданочка?

- Муж, напился, бегает за мной с ножом!

- Ну это ваши семейные разборки. Когда убьет, тогда и звоните!

Утрированно, да! Но… правда жизни, увы!

Наша милиция нас не бережет, а ловит преступников. Но ведь большинство граждан – не преступники, а очень даже законопослушные. И если вовремя пресекать такие «преступные» порывы, то и преступников будет гораздо меньше. Предупредить, а не расхлебывать последствия! Не ждать пока убьют, ограбят, изнасилуют… А отслеживать, беседовать, реагировать на сигналы. Глядишь, и тюрьмы посвободнее станут. Да, собственно, сажать за нетяжкие преступления тоже нецелесообразно. Ведь там они сидят вместе с убийцами и прожженными рецидивистами. Не исправляет их тюрьма, наоборот. Впрочем, это особая тема для разговора.

Так вот, милиция и полиция – это не просто названия. Это разные системы с разными функциями. Даже в законе о МВД говорится, что органы внутренних дел осуществляют исполнительно-распорядительные функции. Полиция же, как показывает опыт развитых стран мира, это гражданская служба, целью которой является создание и поддержание безопасной и комфортной социальной среды. И об этом в документах международных организаций говорится. Кстати, Кыргызстан тоже является членом многих таких структур. Так вот, в развитых странах полиция от контроля действий граждан перешла на обслуживание их запросов, взяв за основу предупреждение преступлений.

Полиция США

А все эти шуточки, подколы, типа «раньше были менты, теперь понты?», «кто такой копчик? Это маленький полицейский» можно так и оставить в статусе совкового юмора. Кстати, «коп», как называют американских полицейских, по одной из версий, наиболее логичных, это аббревиатура “constable on patrol”, что можно перевести как «полицейский в дозоре».

МВД другими глазами (суть реформы)

Ни одна реформа не будет действенной, если не менять законы. Закон «Об органах внутренних дел КР» был создан (переписан) по образцу и подобию советского аналога, а принят еще в 1994 году. Последняя редакция – 27 апреля 2017 г. (незначительные изменения). Поэтому реформа без изменения закона – это не реформа, а новшества. Вот как раз тупая смена названий и перекидывание функций одного учреждения в другое и есть новшества. Как показала практика, толку от таких новшеств ноль.

Национальная полиция Украины

«При проведении реформы, - говорит пенсионер ГКНБ Нуркан Эшимбеков, - необходимо учитывать и международные стандарты. Кстати, нормы ООН, имеющие прямое отношение к работе полиции, в том числе принятый ООН Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, а также Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия, представляют собой так называемое «мягкое» право, поскольку эти принципы и декларации носят рекомендательный, а не обязательный характер».

Во-вторых, считает эксперт, полиция – не военный орган, а гражданский. У сотрудников внутренних дел не должно быть военных званий.

Например, в США, рядовой сотрудник полиции носит звание officer. И это не офицер как привыкли мы на постсоветском пространстве, а сотрудник полиции. Вообще, все офисные сотрудники «офицеры». Младшее звание полицейского в Штатах – детектив. Детективы бывают 3 классов, причем классы означают не статус, а выслугу лет. Потом дают сержанта, если отслужил 3-5 лет и сдал экзамены. Потом идет лейтенант и капитан. В некоторых штатах есть майоры и полковники.

В Финляндии, где, кстати, совсем нет коррупции в полиции, звания распределяются так: констебль (младший, старший, главный), комиссар, главный комиссар, инспектор, главный инспектор, начальник полиции, директор полиции. В Германии тоже инспекторы да комиссары. Никаких генералов! 

Полиция Финляндии

Полиция Великобритании 

В-третьих, что очень важно, престиж! Престиж нашей милиции на нуле. Милиционеров не уважают, боятся, защитников в них не видят. В Малайзии, например, даже служащий полиции самого низкого звания – очень уважаемый человек. Служить в полиции не только выгодно, но и престижно. Во Франции конкурс на должность офицера в полицию впечатляет – более 30 человек на место. В Америке страж порядка, несмотря на прозвища, оскорбительные граффити, - это представитель закона. Его уважают и обращаются всегда и во всех случаях, зная, что защитит и поможет.

Теперь о самой структуре МВД.

«Орган полиции должен реагировать на нужды населения, являться общедоступным и оказывать помощь гражданам. Действия полиции, - считает Нуркан Эшимбеков, - должны отталкиваться от потребностей населения, а не руководствоваться исключительно пожеланиями государства и правительства».

И вот что он предлагает (далее концепция эксперта):

Работа полиции на службе у населения должна быть построена по «географическому» принципу. Сотрудники полиции круглосуточно несут ответственность за поддержание порядка на «своём» участке. Часто идея полиции на службе общества предполагает «максимально» широкий охват деятельности в том смысле, что на неё ложится гораздо большая ответственность, нежели просто борьба с преступностью. Действительно, от полиции ждут поддержания благополучия сообщества в целом, а также достойного качества жизни его представителей.

Полиция, по сути, охватывает определенные аспекты оперативной деятельности:

- «соседский надзор», организованный при поддержке полицейских участков;

- информационные бюллетени о мерах предупреждения преступлений;

- просвещение населения в вопросах предупреждения преступлений;

- пешее патрулирование;

- усиленное внимание нетяжким преступлениям, которые больше всего досаждают населению;

- постоянное повышение уровня образования и квалификации сотрудников полиции.

По просьбе редакции, эксперт предоставил свое видение структуры МВД, которая может выглядеть следующим образом после проведения реформы: 

Сократить штат – повысить эффективность 

В существующей системе МВД Кыргызстана много дублирующих другие ведомства управлений и служб. Например, управление по борьбе с коррупцией. То же самое АКС ГКНБ и ГСБЭП. Далее, управление по борьбе с наркобизнесом – практически такое же есть в ГКНБ и даже в таможенной службе. Управление по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом – в ГКНБ Антитеррористический центр (АТЦ). Миграцией у нас занимается и МВД, и госслужба. Можно передать функции и полномочия одной службе. И штат сократится, и эффективность работы повысится. Ведь бывает так, что два ведомства занимаются одним делом, не зная об этом. И в этом нет ничего хорошего! Как две хозяйки на кухне. Полиция Грузии 

Почему сейчас структура МВД малоэффективна? Да потому, что штат раздут. Рядовые сотрудники не знают, кому подчиняться. Каждый должен знать, кто его начальник и подчиняться только ему. А у нас нет четкой иерархии. Министр и 4 его заместителя. Начальники управлений и их замы. И каждый раздает свои приказы, а простые милиционеры мечутся, вместо того чтобы работать.

В новой структуре, как это видит эксперт Н. Эшимбеков, заместители параллельно выполняют функции начальников управлений и служб. Соответственно, лишние начальники уйдут, штат сократится. Начальники управлений подчиняются непосредственно замам. А те подчиняются только министру.

Министр же не занимается рутинной работой рядового сотрудника милиции, как происходит сейчас, когда он отчитывается перед депутатами по статистике преступлений и причинах невыполнения плана. Министр же – фигура политическая и «менеджер крупного звена». Его обязанность – создавать условия для эффективного функционирования полиции. И, конечно, он отвечает за имидж полиции в обществе. Его непосредственный начальник – премьер-министр. Что касается статистики преступлений и выяснения причин недостаточной работы полиции по раскрываемости преступлений, то это компетенция директора Национальной полиции.

Руководство МВД, по сути, определяет стратегические направления общегосударственной полицейской деятельности, обеспечивает требуемые условия для работы полиции, пересматривает законодательство в пределах своей компетенции, а также предоставляет экспертизу по вопросам внутренней безопасности.

«Каждое общество, - рассуждает эксперт Эшимбеков, - нуждается в органе, который будет восприимчив к его нуждам и будет способен реагировать на них. Один из важнейших способов убедить полицию в существовании такой потребности заключается в том, чтобы расширить её контакты с гражданами, составляющими непреступное, законопослушное большинство.

Отсюда восприятие полиции в обществе в ходе реформирования должно фундаментально измениться как внутри полицейской структуры, так и за ее пределами.

Люди должны перестать воспринимать полицию как доминирующий орган, защищающий собственные интересы или интересы облеченных властью».

В принципе, исходя из международного опыта, можно применить в Кыргызстане систему контрактной службы в полиции. Это и борьба с коррупцией, и защита самих полицейских от произвола чиновников. Ни для кого не секрет, что у нас «избавляются» от неугодных начальников, или просто освобождают кресло для своего человека.

Контрактная система – это гарант того, что назначенный на должность офицер не будет уволен без веских на то оснований до конца срока своего контракта. Контракт может быть подписан на три года с возможностью продления.

Таким образом, человек будет стараться выполнять свою работу как можно лучше и взятки брать уже не будет. Ведь если контракт с ним расторгнут по серьезным нарушениям с его стороны, то второго шанса у него уже не будет. Он будет уволен из рядов полиции без права восстановления и привлечен к ответственности согласно степени тяжести своего нарушения (преступления).

Вакансия на каждую руководящую должность должна быть достоянием общественности. Все компетентные соискатели должны знать о них и иметь возможность попробовать свои силы. Кандидаты будут отбираться комиссией, в составе которой должны быть наряду с кадровой службой МВД и представители общественности.

Достойный труд – достойная зарплата

Милиция как она есть уже не может существовать в реалиях сегодняшнего Кыргызстана. Милиция – это милитаристская организация, военизированная. Заниматься же обеспечением правопорядка должна гражданская организация, коей и является полиция. Это и пытался донести премьер. Жаль, поняли не все. Потом был митинг и милиционер в драной обуви. И снова соцсети всколыхнуло. Как так? Наши правоохранительные органы да на нищенской зарплате. Кто-то даже оправдывать начал милицейские бесчинства (коррупцию, пытки и пр.), мол, что ж им, бедным делать остается, у них же семеро по лавкам, а зарплаты маленькие.

И тут же подхватили – ну да, ну да! Надо им 1000 долларов сделать, тогда они взяток брать не будут. Но… Как известно, денег мало не бывает. А активисты приводят цифры. Вот, мол, в Америке полицейские получают от 80 до 100 тысяч в год. Это что ж получается? Более 6 тысяч долларов в месяц?

«В Америке все не так, как у нас. Правоохранительная система там отличается от нашей кардинально. И зарплаты там разные, - приводит данные пенсионер ГКНБ Нуркан Эшимбеков. - В США полицейские получают минимум 36 тысяч долларов в год и выше. А это в месяц получается 3 тысячи долларов. Правда, все зависит от штата, города, ранга, выслуги и т. п. Такая зарплата у тех, кто только начал работать в полиции. Дальше – больше. Зарплата американских полицейских в среднем составляет от 47-50 тысяч до 100 тысяч в год в разных полицейских подразделениях. Но там совсем другая система. К тому же в Америке и минимальный прожиточный уровень не сровни нашему. В принципе, там и понятия-то такого нет. А есть МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и составлял он еще в 2016 году от 9 до 11 долларов в час в разных штатах. При 8-часовом рабочем дне и пяти рабочих днях в неделю в среднем это составляет около 1,5 тысяч долларов в месяц, в год – чуть больше 18 тысяч. То есть, грубо говоря, зарплата полицейских в два раза выше минимальной заработной платы».

Сравниваем дальше. В Индии – от 800, в Турции – от 1300 долларов, немецкие полицейские получают от 3000 евро в месяц и выше.

Вернемся в Кыргызстан. Минимальный прожиточный уровень в Кыргызстане для трудоспособного населения составляет 5479 сомов (данные Нацстаткомитета за 2017 г.). По данным Федерации профсоюзов КР, МРОТ в Кыргызстане самый низкий из всех бывших союзовских республик – около 18 долларов. Получается, что в Кыргызстане минимальная заработная плата в 4 раза меньше прожиточного минимума. Так что отталкиваться, собственно, не от чего. Как рассчитывать зарплату (заметим, достойную, чтоб соблазна не было) для наших доблестных блюстителей правопорядка?

Естественно, надо исходить из реалий Кыргызстана. Поэтому, считает Нуркан Эшимбеков, сам много лет посвятивший служению Родине, зарплату правоохранительным органам, конечно, надо повышать, но без надрыва для кыргызской экономики. Для начала можно сделать ее в районе 25 тысяч сомов в месяц. А дальше пусть двигаются по служебной лестнице, зарабатывают очки, и зарплата тоже будет повышаться. Но повышать, конечно, нужно. Ведь сегодня милиционеры получают порядка 10-13 тысяч сомов. Даже до средней номинальной не дотягивает.

А как у них? Примеры удачных реформ

На сегодняшний день из всех постсоветских республик только Беларусь да Кыргызстан остались с милицией. Причем Кыргызстан, который говорил-говорил о необходимости реформы, да так по сей день ничего и не изменил.

Даже Россия в 2011 году пошла на этот шаг. И, как отмечают люди, разница сегодня уже ощущается. Престиж полиции постепенно растет, а КПД правоохранительных органов повышается.

Патрульная полиция Грузии

Но, пожалуй, самый удачный опыт – это опыт Грузии. И об этом говорят кыргызстанцы, которые бывали в разных странах и имели возможность сравнить. Почему Грузия? Да потому, что пример наглядный. За 14 лет после реформы разница огромная. Конечно, там реформу провели жестко и безжалостно. За 2 года уволили 75 тысяч сотрудников из 85, включая практически весь руководящий состав. В итоге состав штата сократился до 26 тысяч человек. И сегодня в Грузии порядок, а престиж полиции резко возрос.

Эмиль Уметалиев, президент туристической компании Kyrgyz Concept:

«Приведу несколько фактов:

1. Грузия считается сегодня одной из самых безопасных стран в Европе. И в это верится. Чувство безопасности везде. В любое время суток.

2. Не воруют.

3. Не вымогают.

4. Нигде не ощущается коррупции.

5. Все люди согласны, что с криминалом здесь покончено.

6. Полиция находится на первых местах по уровню доверия после церкви и армии.

7. Водители не жалуются на дорожную полицию. Очень уважительно к ней относятся, считают их наказания обоснованными и превентивными.

8. При общении полицейские ведут себя как самые клиентоориентированные к гражданину и особенно к гостю. Всегда подвозят до дома после каких-либо разбирательств или недоразумений.

9. В Грузии почти нулевая кража машин.

10. Мобильные телефоны все везде оставляют без присмотра. Не крадут их там».

Максатбек Ишенбаев, председатель правления банка «Бай Тушум»:

«Думаю, реформы в силовых органах должны быть капитальными, а не косметическими. Простое переименование органов правоохранительных сил ничего качественного не даст.

Конечно, в мире много показательных примеров, но для меня самый яркий пример – это Грузия. Я там был, и не раз своими глазами видел, какими профессиональными, не коррумпированными, доброжелательными стали грузинские полицейские. И, самое главное, они имеют полное доверие со стороны населения. Граждане Грузии действительно гордятся своими полицейскими.

И если мы хотим у себя видеть такие же положительные результаты, то простой сменой вывески мы не обойдемся. Нужно идти по грузинскому сценарию и, в первую очередь, уволить всех сотрудников ГУОБДД. Просто уволить, выплатить компенсации и уволить. Набирать необходимо людей, ни дня не работавших до этого в органах, а лучше вчерашних студентов. То же самое сделать и в милиции.

Еще, конечно, необходимо разработать и, главное, действительно внедрить, а не «кормить» обещаниями, материальные и социальные пакеты. Работать в этих органах должно быть престижно».

P. S. Казнить нельзя помиловать! Милицию оставлять нельзя преобразовать! Тот случай, когда запятая решает всё: будем ли мы жить как жили раньше, или постараемся что-то изменить и будем жить хорошо, чувствуя себя в безопасности. Однозначно, запятая после «нельзя». Преобразовать, реформировать! И только сильная политическая воля кыргызского руководства сможет осилить эту нелегкую ношу и развернуть наш корабль «Кыргызстан» с рифов на верный курс, широко расправив паруса свободного от коррупции и пережитков прошлого, развитого правового государства.

Инна Аксёнова

URL: https://archive.bulak.kg/show/4053