Депутат против водки "Манас", коньяка "Семетей". Мнение кыргызстанцев

0

Водку нельзя называть «Манас». Запретить называть алкогольную продукцию именами выдающихся личностей. Такую инициативу выдвинул депутат Кожобек Рыспаев. Об этом он заявил сегодня на заседании Жогорку Кенеша.

- …Мы по всему миру говорим о трилогии «Манас». Даже в список ЮНЕСКО его внесли, - напомнил нардеп.

А водку называем «Манас», «Семетей» и «Сейтек». По мнению депутата Рыспаева (фракция СДПК) – это оскорбление.

Представители Кыргызпатента сообщили, что это просто бренд.

«Никакого оскорбления национального эпоса нет», — возразили на критику представители ведомства.

Напомним, что с аналогичной инициативой в конце декабря 2017 года выступал коллега Рыспаева Улугбек Ормонов, представляющий фракцию «Бир бол».

«Алкогольные напитки называют «Манас», «Семетей», «Сейтек». Также используют государственные символы на этикетках бутылок. Если правительство не разработает соответствующий законопроект, то этим займется Жогорку Кенеш», — пообещал нардеп на одном из заседаний.

Редакция Bulak.kg поинтересовалось мнением кыргызстанцев по этому поводу.

Общее мнение совпало – не стоит раскачивать опасную тему, как это произошло с калпаком. Есть гораздо более важные проблемы и вопросы, которые необходимо решать. А такие темы, как оскорбление национального достоинства, только раскачивают лодку мира и стабильности в государстве, предоставляя для "заинтересованных кругов" возможность дестабилизировать обстановку в кыргызском обществе.

Бейсен Кариев, руководитель архитектурной компании

“АСК studio”:

«Я как атеист, уверен, что ничто не должно становиться сакральным (священным). Это начало религиозного культа. Есть, правда, государственные символы, которым тоже придается сакральный смысл, но там другая история. А начинать культ калпака, чьего бы то ни было имени, я считаю, - это глупое занятие». 

Урмат Калеев, сотрудник Кыргызской академии образования (КАО):

«Я не против, чтобы продукцию, даже алкогольную, называли именами наших героев. Даже наоборот, считаю, что пользы от этого будет больше, чем вреда. Наши коньяки, например, «Кыргызстан», «Семетей», знают везде, в том числе, и за рубежом.

О чем говорит ликер «Малиновый»? Только о том, что в его составе малина или смородина или еще какие-то ягоды и фрукты. Имена же героев или символика в названии может сыграть на руку нашей стране в плане узнаваемости и популяризации. Например, если писать на этикетке историю географического места (водка «Кара-Балта») или факты из биографии («Манас», «Семетей»).

Я считаю, что в таких вопросах нужно подходить не с точки зрения популизма или излишнего патриотизма, а с точки зрения экономической выгоды для страны».

Эмиль Уметалиев, президент компании Kyrgyz Concept:

«В международной практике бывает, что государство ограничивает использование другими (не госорганами) некоторых слов, несущих особый национальный статус или смысл. Но это очень ограниченное количество слов. В остальных случаях это регулируется как интеллектуальная собственность, которую государство защищает от произвольного использования, когда компания патентует название (слово) заранее.

В открытых обществах таких запретов очень мало (почти нет). Образование, этика и общественная реакция, обсуждения и поиск консенсуса вырабатывают согласие в обществе. Запретами грешат закрытые общества. А авторитарный режим пользуется запретами для выборочного преследования неугодных.

В случае с водкой, хочу надеяться, что это протест тех групп, кто против алкоголизации общества. Если это действительно из благих намерений».

URL: https://archive.bulak.kg/show/2658