1 июля в Кыргызстане могут закрыть свыше 600 АЗС и АГЗС

0

Просьбу владельцев заправок перенести срок внедрения АСУ в Государственной налоговой службе расценили как саботаж и шантаж.

23 июня государственные служащие отметили свой профессиональный день. И в этот день, поздравив их с праздником и пожелав успехов на пути служения своему народу, выступили с обращением предприниматели в сфере сжиженного газа и ГСМ.

Неделей раньше, неделей позже

«Заявление о предстоящем прекращении работы с 23 июня ряда сетей АЗС и АГЗС по всей территории КР не иначе, как шантаж государства, преднамеренное нагнетание ситуации и считает недопустимым ультимативный характер выдвигаемых требований по переносу сроков установки АСУ на АЗС. Также это можно расценивать как экономический саботаж, тем более в период режима чрезвычайной ситуации в стране в связи распространением коронавирусной инфекции», - таков был ответ Государственной налоговой службы на просьбу предпринимателей продлить сроки внедрения АСУ на АЗС и АГЗС.

- Нас невнимательно слушали, - отметил на пресс-конференции 23 июня председатель Кыргызской Ассоциации предпринимателей в сфере сжиженного газа Эсен Бакиров. – Мы не говорили о том, что закроемся специально, мы говорили о том, что нас вынуждают закрыться, когда действие постановления правительства вступит в силу 1 июля 2020 года.

По словам Эсена Бакирова, предприниматели с самого начала выхода постановления, а это 17 сентября 2019 года, говорили о том, что установить АСУ на всех 1038 АЗС и АГЗС невозможно. Налоговая служба указывает, что уже 390 заправок установили автоматизированную систему. И перечисляет названия компаний – «Газпромнефть Азия, Партнер нефть, ШНОС, Бишкек-Петролеум, Ред-Петролеум и другие».

- Все эти компании – российские, - объясняет Эсен Бакиров. – Установку АСУ они начали еще в 2012 году. Им самим необходима эта система, чтобы точно знать объем реализованной продукции.

Однако 680 заправок на сегодняшний день АСУ не установили. Не по причине саботажа или нежелания работать прозрачно, а по причине маленьких сроков. Установить за 9 месяцев систему, которую крупные иностранные компании устанавливают уже 8 лет, и, отметим, еще не до конца установили, по мнению предпринимателей, нереально. ГНС приводит данные – «показатели установки АСУ по городу Бишкек составляют 95%, по городу Ош - 65%, по Чуйской области - 54,6%, по Таласской области - 28%, по Иссык-Кульской области - 41%, по Нарынской области - 27%, по Ошской области - 22%, по Жалал-Абадской области - 23%, и 20% - по Баткенской области».

Руководитель пресс-службы ГНС Эркин Сазыков пояснил, что переносить сроки налоговая служба не намерена, считая, что закон одинаков для всех. Конечно, окончательное решение примет правительство. Малого и среднего бизнеса, поясняют в налоговой службе, в сфере ГСМ и сжиженного газа нет. Объемы реализации продукции и налоговые отчисления говорят о том, что отнести бизнес, работающий в сфере ГСМ и сжиженного газа, нельзя. Поэтому все претензии предпринимателей расцениваются здесь как шантаж и манипулирование мнением общественности.

- Мы дали предпринимателям достаточно времени для того, чтобы модернизировать свои заправки и работать согласно требованиям безопасности и прозрачности, - говорит Эркин Сазыков. – 1 июля начнут работать межведомственные комиссии, которые и будет принимать решение по поводу того, закрывать заправки или нет. Налоговая самостоятельно такие решения не принимает.

- Вот и получается, что неделей раньше, неделей позже оставшиеся 680 заправок, которые не установили АСУ, - отмечает Эсен Бакиров, - закроются. Подчеркну, что эти заправки представляют малый бизнес и сосредоточены в основном в регионах. Крупным компаниям невыгодно работать на периферии. То есть 1 июля регионы останутся без газа и ГСМ. Людям просто не на чем будет готовить пищу, ведь газовые баллоны заправляются сжиженным газом.

Чье лобби, лобби чье?

Специалист в сфере финансов Мээрим Атабекова отмечает, что заявление налоговой службы о якобы поступлении в бюджет после установки АСУ 400 млн сомов тоже вызывает сомнения.

- Согласно постановлению правительству, владельцы заправок имеют право списать стоимость АСУ с отчислений на амортизацию, - объясняет Мээрим Атабекова. – Подумайте, куда уйдут эти деньги? Они уйдут в бюджет иностранного государства, поскольку АСУ мы будем покупать российской разработки. В Кыргызстане разработкой этой системы никто не занимался. Хотя у нас есть Парк высоких технологий и достаточно квалифицированные специалисты. Почему государство не обратилось к ним?

Более того, у предпринимателей возникает закономерный вопрос, почему правительство поддерживает иностранный бизнес, создавая проблемы для местного. Руками госмужей иностранный капитал захватывает рынок, убирая конкурентов, чтобы монополизировать рынок. Такое мнение высказывают предприниматели и интересуются, почему же не работает закон о конкуренции. Куда смотрит антимонопольный комитет?

Начальник Управления контроля и защиты конкуренции в сфере госзакупок Госагентства антимонопольного регулирования при правительстве КР Павел Ли отвечает: «Пишите заявление, будем работать! У нас нет полномочий наказывать недобросовестных предпринимателей, мы можем только провести анализ рынка и выдать предписание».

- 10 тысяч человек останутся без работы, - добавляет Мээрим Атабекова. – 680 заправок закроются уже 1 июля. Сотни семей останутся без средств к существованию.

В налоговой службе не понимают, откуда взялось такое количество работающих на АЗС и АГЗС человек. Руководитель пресс-службы ГНС КР Эркин Сазыков говорит, что налоговая намерена проверить, соответствуют ли заявленные цифры действительности. Поэтому, АЗС и АГЗС ожидают не только проверки по поводу установки АСУ, но и проверки легитимности персонала.

Газ – альтернатива бензину

Уже месяц предприниматели в сфере сжиженного газа и ГСМ прогнозируют повышение цен. И если во всем мире бензин и газ подешевели в связи с рухнувшими ценами на мировом рынке, то в Кыргызстане картина прямо противоположная.

- Мы наблюдаем сейчас искусственное поднятие цен, - рассказывает Эсен Бакиров. – Если еще неделю назад газ стоил 15-16 сомов, то сейчас он поднялся уже до 21 сома. 20-литровый баллон с газом, который используется для бытовых нужд, люди не так давно могли заправить за 320 сомов, сейчас его заправка стоит уже 510 сомов. 92-ой бензин на заправках в Бишкеке стоит уже 42 сома. И повышают цены не местные компании, а иностранные, у которых мы берем оптом ГСМ и сжиженный газ.

К слову, в мае 2020 года Государственное агентство антимонопольного регулирования составило протоколы о нарушении в отношении двух крупных нефтетрейдеров – ОсОО «ШНОС» и ОсОО «Партнер Нефть». Компании отказались предоставить информацию на запрос антимонопольного агентства, которое отреагировало на вопрос депутата ЖК КР о завышении цен на нефтепродукты.

Пользователи в соцсетях обсуждают баталию, возникшую по поводу неоднозначного постановления правительства, и считают, что никакой угрозы для них, как для покупателей, нет.

«Ну и пусть закрываются эти заправки, мы будем покупать бензин у баклашечников по 25 сомов за литр. Такой же бензин, ничего страшного», - пишут в соцсетях.

- Баклашечники – это не альтернатива, - объясняет Эсен Бакиров. – Где берут бензин баклашечники? ГСМ продают нефтебазы частным компаниям якобы для собственных нужд, а те уже продают его таким вот бизнесменам, которые, в свою очередь, выходят на дороги с баклашками. Думаете, цена у них после повышения на всех АЗС останется прежней?

В 2018 году парламент Кыргызстана принял концепцию «Кыргызстан – страна зеленой экономики». Программа развития зеленой экономики на 2019-2023 годы в данное время вынесена на общественное обсуждение. В ней, к слову, предусмотрены меры по переходу на экологически чистый транспорт, каковым вполне мог бы стать работающий на сжиженном газе. Уже сейчас 20-25% автотранспорта в Кыргызстане, по подсчетам экспертов, перешло на сжиженный газ. В основном, это легковые автомобили. В Таджикистане, для сравнения, процент транспорта, использующего сжиженный газ, намного выше – порядка 70%. За сжиженным газом, как альтернативным экологически чистым топливом, - будущее. Но непродуманное постановление правительства, затягивающее удавку на шее малого бизнеса, может свести на нет все усилия Кыргызстана стать «островком зеленой экономики», считают предприниматели.

- Мы не против фискализации, - еще раз подчеркивает председатель Кыргызской Ассоциации предпринимателей в сфере сжиженного газа Эсен Бакиров. – Мы – за обдуманный и взвешенный переход, который не нанесет урон ни нашей экономике, ни малому бизнесу, ни народу Кыргызстана, который завтра будет покупать ГСМ и сжиженный газ по необоснованно завышенным ценам. А регионы и вовсе останутся без топлива.

URL: https://bulak.kg/show/12874