АСУ – смертельное жало для малого бизнеса

0

1 июля вступает в силу постановление правительства, обязывающее владельцев АЗС и АЗГС установить автоматизированную систему учета газа и ГСМ. Не станет ли это причиной монополизации рынка ГСМ «акулами-нефтетрейдерами» и ухода с арены малых игроков? Что ждет простого потребителя?

В сентябре 2019 года правительство Кыргызской Республики, решив последовать примеру соседних стран, вынесло постановление об обязательной установке на автозаправочных станциях автоматизированной системы учета ГСМ. Под это же постановление подпадают и автозаправочные газовые станции.

Осенью 2019 года предприниматели добились отсрочки исполнения постановления, которое должно было вступить в силу уже с 1 января 2020 года. Был установлен новый срок – 1 июля 2020 года. Санкции за неисполнение предпринимателям грозят жесткие – заправки просто опломбируют, работа встанет, армию безработных пополнят тысячи.

- Мы считаем, что скоропалительно принятое решение правительства приведет к экономическому коллапсу, - говорит председатель Кыргызской ассоциации предпринимателей в сфере сжиженного газа Эсен Бакиров. – Это есть некое объявление начала похоронного процесса малого бизнеса в Кыргызстане.

В Кыргызстане всего 1038 АЗС и АЗГС. Постановление вступит в силу уже через 20 дней, а АСУ не установлено на 680 заправках. Так почему же треть заправок установили автоматизированные системы учета продаваемого топлива, а 70% нет?

Ответ на этот вопрос представители малого бизнеса в сфере ГСМ и сжиженного газа озвучивают неоднократно – постановление сильно бьет по малому бизнесу, продвигая интересы крупных игроков, которые в основной массе являются иностранными, точнее, российскими. На их АЗС установка АСУ была заложена изначально, чтобы контролировать объем оборота ГСМ за рубежом, то есть в Кыргызстане.

СРОКИ НЕРЕАЛЬНЫ!

Представитель малого бизнеса в сфере ГСМ Мээрим Атабекова как специалист по финансам на пресс-конференции в Бишкеке 9 июня на конкретных примерах объясняет, почему сроки, установленные правительством, нереальны.

Во-первых, принятие любого постановления должно быть подтверждено анализом ситуации: сколько всего АЗС в стране, кто ими владеет, какими видами топливно-раздаточных колонок (ТРК) они оснащены и т. п. И самое главное, есть ли в КР условия для обеспечения АЗС необходимым оборудованием и сервисом. В данное время установкой АСУ и обслуживанием занимаются всего две компании - ОсОО «Сервис Центр Урматтуу» и «АЗС-Комплект».

Справятся ли две компании с таким наплывом заказчиков? Путем простых расчетов цифры получаются удручающими.

- Это простая задача, - объясняет специалист в сфере финансов Мээрим Атабекова. - Дано – две компании по автоматизации, 680 АЗС (что составляет 70% от всего количества АЗС в стране) и сроки. От начала переговоров, заключения договоренностей, закупки недостающих деталей, монтажа, пусконаладки, обучения и т. д. самый скоростной режим внедрения АСУ на одной заправке (и только при условии исключения любых проволочек и задержек на всех этапах этого вопроса) составит 10 календарных дней. Решение задачи таково: 680 АЗС умножаем на 10 дней. Итого, чтобы автоматизировать 680 АЗС потребуется 18 лет. Разделить нагрузку на две компании, получим 9 лет.

Постановление правительства вышло в сентябре 2019 года. То есть срок – 9 месяцев. Если сравнить с опытом соседних стран, то решить поставленную задача в столь мизерные сроки практически невозможно. В Казахстане этот процесс занял 9 лет, плюс установка осуществлялась за счет государства, а не ложилась тяжким бременем на плечи предпринимателей.

В Кыргызстане бизнесу пообещали кредиты под низкий процент – 5-10%. Но пока это лишь на словах. И об этом говорили на круглом столе представители Минэкономики 5 июня, где проводилась презентация системы налоговой отчетности с учетом внедрения АСУ на АЗС. Презентовала программу Налоговая служба КР. Но наказывать за отсутствие программы владельцев АЗС и АЗГС начнут уже 1 июля, а обещание Минэконома – пока всего лишь предложение, которое неизвестно когда будет рассмотрено. В итоге все бремя ляжет на плечи простого потребителя. Ведь закрытие 70% АЗС в стране неумолимо приведет к росту цен на ГСМ и сжиженный газ.

Продвинуть крупных, убить малых игроков

- Крупными игроками на рынке ГСМ и сжиженного газа в Кыргызстане являются иностранные компании, а точнее, российские, - рассказывает эксперт в сфере ГСМ Наиль Деникеев. – Всего 30% рынка приходится на малые компании, которые как раз и является местными. При этом работают они в основном на периферии. Бишкек полностью оккупирован российским крупным бизнесом. По нашим подсчетам в сутки в столице реализуется около миллиона литров топлива, что составляет 60-70% всего оборота ГСМ в стране. И цены на ГСМ в Бишкеке даже выше, чем в регионах. То есть малый бизнес работает с намного меньшей прибылью.

Вернемся к установке АСУ на АЗС. Наиль Деникеев поясняет, что установка автоматизированного оборудования потребует замены контрольно-кассовых аппаратов, которые уже стоят на АЗС. И это за последние 5 лет будет уже в третий раз. Что вновь бьет по кошельку малого бизнеса. А в итоге и по кошельку потребителя.

Стоимость установки АСУ только лишь на одной заправке составит от 730 тысяч сомов до 1 миллиона. Сама программа, кстати, российского производства, стоит 40 тысяч сомов. И это из всех расходов – самые незначительные. Помощь правительства – это списание на амортизацию в размере 1800 сомов. Предприниматели загнаны в угол, прекрасно понимая, что дата смерти их бизнеса обозначена – 1 июля 2020 года.

ПОСЛЕДСТВИЯ ФАТАЛЬНЫ!

- Налоговая служба в Кыргызстане – карательный орган, - убежден эксперт в сфере сжиженного газа Муждаба Бекиров. – Ранее действие постановления уже откладывали по ряду технических недоработок. Но даже по истечении полугода эти недочеты так и не были устранены.

Во-первых, не учтены возможные системные сбои в работе не сертифицированных в КР программ. Их применение, по мнению эксперта, обязательно приведет на начальном этапе к многочисленным сбоям. Необходим длительный тестовый период для отладки и устранения ошибок. Сроки могут составлять от полугода до нескольких лет. Однако в постановлении не прописаны действия во время аварийных ситуаций. АЗС будут просто закрываться.

На свой страх и риск владельцы АЗС и АЗГС должны выбрать АСУ и установить их, причем, альтернативы как такой и нет – ехать надо в Россию. За ошибки и просчеты ответственность опять же несут они сами.

- Во всем мире, прежде чем применять вакцину, сначала испытывают ее на животных. А в нашем государстве мы являемся подопытными кроликами, над нами проводят эксперимент. Так получается? - задается вопросом эксперт Бекиров.

Далее, что тоже немаловажный аспект, на который, к сожалению, не обращается должного внимания. Хотя этот вопрос несет в себе угрозу национальной безопасности.

- Оборудование для установки АСУ в ЕАЭС производится только на территории РФ. В Кыргызской Республике аналогов пока не существует ни по программному обеспечению, ни по техническим элементам. Значит, в случае поломок предприниматели вновь будут нести невосполнимый финансовый ущерб, обращаясь к специалистам из-за границы. Не говоря уже о том, что все ключи остаются у разработчиков.

И это уже, по мнению экспертов, компетенция ГКНБ. Никто не даст гарантии, что в АСУ не будет внедрена шпионская программа, скачивающая данные.

20 дней осталось до вступления в силу непродуманного постановления, страдать от исполнения которого будет не только малый бизнес в сфере ГСМ и сжиженного газа. Малого бизнеса в этой сфере просто не станет. Страдать будет и простой потребитель – автолюбитель, водитель маршрутки, таксист, житель регионов, где нет природного газа… Ведь мелкие АЗС закроются, а крупные компании сконцентрированы в столице и областных центрах.

Не 9 месяцев нужно для внедрения АСУ на заправках, а 9 лет. Так почему правительство, крича с высоких трибун о поддержке малого бизнеса, готово сделать ему смертельную инъекцию, поставив крест не только на этой сфере, но и пренебрегая интересами своего народа?

URL: https://archive.bulak.kg/show/12761