Атамбаев не первый, кто «щелкнул по носу» Назарбаева

0
На протяжении десятилетий соседние государства получали миллионные прибыли благодаря Кыргызстану. О чем еще говорится в открытом письме Усубалиева к президенту Казахстана?

Это открытое письмо Турдакуна Усубалиевича к Нурсултану Абишевичу следует рассматривать не только как пример несправедливого отношения к Кыргызстану, но и как мастер-класс высочайшей дипломатии. Возможно, изучив этот материал, и сегодняшние народные избранники, члены правительства откроют для себя что-то новое и пересмотрят отношения с соседними государствами. 
Материал в оригинале опубликован 21 августа 2001 года в газете «Слово Кыргызстана». Скан размещен на сайте Общественного Фонда Турдакуна Усубалиева, посвященному его жизни, работе и творчеству. 

Открытое письмо Президенту Республики Казахстан господину Назарбаеву Нурсултану Абишевичу. 
Глубокоуважаемый Президент! С позиции гражданина Кыргызской республики и члена ее парламента я хотел бы поделиться с вами, Нурсултан Абишевич, теми впечатлениями, которые произвел ваш недавний первый официальный визит в нашу республику. Он явился важным событием в межгосударственных отношениях двух стран. Кыргызстанцы испытывают чувство удовлетворения от результатов ваших переговоров с нашим Президентом. Дай Бог, чтобы достигнутые договоренности воплотились в жизнь во имя интересов наших народов. 
Вместе с тем я был бы неискренним, уважаемый Президент, если бы не сказал о том недоумении, которое вызвали в народе ваши негативные высказывания о деятельности Жогорку Кенеша, его депутатов. Вы подвергли критике принятый ими Закон "О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики". Вы, уважаемый Президент, неоднократно подчеркивали, что такой закон якобы "не имеет правовой основы, нельзя установить плату за оросительную воду, это противоречит международным нормам, это неприемлемо для Казахстана" и т.п. 

Позвольте не согласиться с вами, дав пояснения по тем мотивам и фактам, которые легли в основу этого закона и подтверждают его соответствие международным нормам. Закон был принят в результате многолетней работы депутатов, базируется на Конституции и других законодательных актах Кыргызской Республики и полностью отвечает международным правовым нормам и практике зарубежных стран по межгосударственному использованию водных ресурсов, в частности, рекомендациям ООН и положениям международных конвенций, соглашений и договоров. 

В рекомендациях ООН речь идет о следующем: 

"Принцип справедливости участия вытекает из правила справедливого использования. В этом правиле признается, что, как считают технические эксперты в этой области, совместные действия государств водотока необходимы для получения максимальных выгод каждым из них, одновременно помогая поддерживать справедливое распределение видов использования и предоставления надлежащей защиты государствам водотока и самому международному водотоку. 

...Несомненно, что государство водотока имеет право использовать воды международного водотока в пределах своей территории. 

...При совместном использовании водных ресурсов необходимо, чтобы государства сотрудничали, признавая растущую экономическую, экологическую и физическую взаимозависимость в рамках международных границ". 

Следует подчеркнуть, что все большие и малые реки Кыргызстана формируются только на его территории. В водотоки Кыргызстана не вливается ни одна река, ни один водный источник Узбекистана, Казахстана или Таджикистана. На территории Кыргызстана формируются и протекают реки: Нарын - 807 км, Чуй - 380 км, Талас - 200 км, Карадарья - 160 км и другие. О значимости этих рек для региона, думаю, напоминать нет необходимости. 

Рекомендации ООН и в целом международный опыт по использованию водных ресурсов свидетельствуют, что вода имеет экономическую стоимость, является товаром, бесплатной воды не бывает. Так, международная конференция в 1002 году в Дублине (Ирландия) провозгласила: "Вода как вид природных ресурсов имеет экономическую стоимость при всех ее конкурирующих видах использования и является товаром". 

Этот же принцип подтвержден конференцией Организации Объединенных Наций в 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия): "...Интегрированное управление водными ресурсами основывается на воспроизводстве воды, как составной части экосистемы, как природных ресурсов и экономического товара". 

Таким образом всеми официальными источниками подтверждается, что вода - это товар. А всякий товар имеет стоимость. Существовавшая до недавнего времени (в бытность нашего совместного проживания на территории Советского Союза) практика бесплатной ее подачи на территории сопредельных государств теперь не может быть применена. 

К слову сказать, в соответствии с нашим законом не вся вода, формирующаяся на территории Кыргызстана и поступающая в Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, подлежит оплате. Речь идет только о 21 миллиарде кубов, накапливаемых ежегодно в водохранилищах и других ирригационных сооружениях, 80 процентов которых потребляется за пределами нашего государства. Об упорядочении использования именно этой воды и идет речь. Международные организации, ученые и специалисты по водным проблемам неоднократно обращали наше внимание на то, что Кыргызстан, сам испытывая колоссальные экономические трудности, продолжает безвозмездно передавать свои богатейшие водные ресурсы сопредельным государствам, обеспечивая им тем самым огромную экономическую выгоду. Согласитесь, продолжение такой политики было бы, мягко говоря, нелогичным. 

Беспочвенность утверждения, что "нельзя установить плату за оросительную воду" становится очевидной, если вы вспомните, уважаемый Президент, о том, что на протяжении более тридцати лет на территории Кыргызстана огромными интеллектуальными и трудовыми усилиями возводились сложнейшие водохозяйственные объекты, такие, как Токтогульский, Курпсайский, Таш-Кумырский, Шамалды-Сайский, Уч-Курганский гидроэнергетические узлы, Кировское, Орто-Токойское, Папанское водохранилища, Чумышская плотина, Большой Чуйский канал и многие другие. На строительство указанных ирригационных сооружений Кыргызстан затратил свыше 2 миллиардов советских рулей. 

В вашем высказывании, безусловно, присутствует воспоминание о социалистических отношениях, когда, скажем, Токтогульский гидроэнергетический узел прекращал выработку электроэнергии, накапливая воду для полива в весенне-летний период сельскохозяйственных нив Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. 

Только за 1986-1991 гг. из водохранилища было подано на поля соседей свыше 68,3 млрд. кубов воды. За этот объем и невыработанную электроэнергию Кыргызстан получил от Узбекистана и Казахстана: угля - 11,155 тыс. тонн; 3 598 тыс. тонн топочного мазута и 976,5 млн. кубометров газа природного. Это было разумное, справедливое экономическое сотрудничество. Это было разумное, справедливое экономическое сотрудничество. Не возникало никаких проблем в межреспубликанских поставках. Ежегодно выделялись из федерального бюджета необходимые материальные и финансовые средства на содержание и эксплуатацию межгосударственных ирригационных сооружений Кыргызстана. 

Но когда распался Союз, Узбекистан и Казахстан автоматически прекратили поставку газа, нефтепродуктов и угля за подаваемую им воду, стали продавать их Кыргызстану за доллары США по высоким ценам, считая, что эти природные ресурсы являются товаром, на добычу затрачены огромные материально-технические, трудовые и финансовые средства. По какой же причине не следует принимать во внимание тот факт, что и Кыргызстан затратил колоссальные ресурсы на сооружение межгосударственных гидроэнергетических узлов, водохранилищ и других ирригационных объектов и продолжает тратить на их содержание и ремонт? Нет такой причины. 

Ирригационные сооружения Кыргызстана приносят огромные экономические выгоды сопредельным государствам. Приведем лишь отдельные данные на этот счет. 

В свое время, точнее в 1986 году, Государственная комиссия Совета министров СССР под председательством академика, директора Всесоюзного научно-исследовательского института электромашиностроения, Героя Социалистического труда И.Глебова в акте о приемке Токтогульской ГЭС в промышленную эксплуатацию констатировала: 

"...основные сооружения Токтогульского гидроузла запроектированы и построены на высоком научно-техническом уровне... Созданное водохранилище оказало большое влияние на развитие народного хозяйства в Средней Азии. Значительно повысилось водообеспечение потребителей в бассейне реки Сырдарьи, что увеличило урожайность хлопка и других сельскохозяйственных культур в Узбекистане и Казахстане. Гидроузел обеспечил в этих республиках увеличение площадей орошаемых земель на 400 тыс. гектаров и повысил обеспеченность поливной водой с 70 до 9- процентов еще на площади более 918 тысяч гектаров". 

Уч-Курганский гидроузел позволяет дополнительно орошать свыше 45 тыс. га земель в Узбекистане, Андижанское водохранилище - еще 340 тыс. гектаров. 

Объем ежегодно накапливаемой воды только в Токтогульском, Кировском, Орто-Токойском и Папанском водохранилищах составляет почти 23 куб. километра. И только 7 процентов потребляет Кыргызстан, остальная вода вот уже на протяжении нескольких десятилетий регулярно подается Узбекистану, Казахстану и Таджикистану.  

По подсчетам экономистов, за тридцатилетнюю эксплуатацию Орто-Токойского водохранилища Казахстан получил чистой прибыли (в современных ценах) более чем 550 млн. долларов США. За 22 года (1975-1998 гг.) эксплуатации Токтогульского гидроузла Узбекистан и Казахстан имели свыше 6,9 млрд. долларов прибыли. От Кировского водохранилища Казахстан имел еще более 150 млн. долларов. А всего соседние государства в результате использования водных ресурсов Кыргызстана получил 7,6 млрд долларов США чистой прибыли. 

Вместе с тем от эксплуатации ирригационных систем Кыргызстан терпит большие убытки. Приведу данные лишь по некоторым позициям. Межгосударственными ирригационными сооружениями затоплено 47 тыс. гектаров плодородных земель. Вследствие этого убытки составляют ежегодно 129,5 млн. сомов. Нетрудно подсчитать общую их сумму за последние 33-35 лет после ввода в эксплуатацию межгосударственных ирригационных сооружений. А ежегодный ущерб только от недовыработки электроэнергии в осенний и зимний периоды на каскаде Нарынских ГЭС из-за необходимости накапливать воду для подачи ее затем соседним государствам составляет 61,5 млн. долларов. 

За последние девять лет (1992-2000 гг.) ежегодные расходы Кыргызстана на содержание и эксплуатацию межгосударственных водохозяйственных объектов составляют 25,2 млн. долларов. От общего среднегодового объема воды этих объектов, составляющего 34,14 куб. км, Кыргызстан потребляет лишь около 25 процентов. Если распределить ежегодные расходы и ущерб Кыргызстана (25,2 млн. долларов в год) между всеми государствами-водопользователями (Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном) пропорционально получаемому ими экономическому эффекту от использования водных ресурсов кыргызских межгосударственных водных объектов, то доля их компенсационных выплат нашей стране ежегодно составит всего лишь 14,8 млн. долларов США, или менее 0,1 центра за 1 кубометр водных ресурсов. 

Это в десятки раз меньше цен, установленных при взаиморасчетах по плате за водопользование в других странах мира. Но даже из этой суммы соседи не платят Кыргызстану ни цента. 

За 9 лет долг соседних государств, потреблявших водные ресурсы Кыргызстана, составил 140,8 млн. долларов США. Только из Токтогульского водохранилища в 1992-2000 гг. Узбекистану, Казахстану и Таджикистану бесплатно было подано свыше 78 млрд. кубов воды. В то же время Кыргызстан за эти годы затратил на покупку природного аза, нефти, угля более 669,3 млн. долларов США. 

Ученые и специалисты указывают, что при определении расчетной цены за водные ресурсы к затратам на их освоение необходимо прибавить получаемую прибыль, как это принято в мировой практике по межгосударственному использованию водных ресурсов. Величина прибыли зависит от потребностей в водных ресурсах, наличия спроса и предложения. Однако величина прибыли, получаемой соседними государствами-водопользователями, пока не учтена в расчетах наших специалистов, но она должна быть учтена в дальнейшем в межгосударственных соглашениях и договорах по использованию кыргызских водных ресурсов. 

Следует подчеркнуть, что предусматриваемые компенсационные выплаты Кыргызстану за содержание и обслуживание его водных объектов, имеющих межгосударственное значение (без компенсации капитальных вложений на их строительство), составляют всего лишь около двух процентов от ежегодной экономической выгоды, получаемой соседними государствами в результате использования водных объектов и ресурсов Кыргызстана. По очень скромным подсчетам, экономическая выгода составляет: в Узбекистане - 360, в Казахстане - 240, в Таджикистане - 60 млн. долларов США. 

Для центральноазиатских государств поучительны взаимоотношения США и Канады по использованию канадских водных ресурсов. "Рост населения, развитие промышленности, ирригация и другие факторы все больше увеличивают спрос на воду и превращают ее в один из ценнейших и важнейших природных ресурсов. Сейчас в мире, - пишут канадские ученые, - добыча, транспортировка и организация рационального использования природных вод становятся своего рода крупными отраслями хозяйства, а для Канады вода может стать и важной экспортной отраслью... США глубоко заинтересованы в получении канадской пресной воды. Если Канада будет экспортировать природную воду в объеме только 10 процентов годового стока из расчета 40 долларов за акрофут (1200 куб.м), то этот доход окажется больше, чем от экспорта пшеницы, нефти и продукции лесной промышленности вместе взятых". 

Как видите, уважаемый Президент, канадцы давно рассматривают свои водные ресурсы как товар и продают соседям на справедливой и взаимовыгодной основе. США - могущественное государство, нуждаясь в пресной воде Канады, не оказывает на нее силового давления с тем, чтобы она бесплатно отдавала свои водные ресурсы под предлогом, что вода - Божий дар, принадлежит всем. Или возьмем договор между США и Канадой о совместной разработке водных ресурсов бассейна реки Колумбия. 

Канада обязалась построить три водохранилища общим объемом 19,1 млрд. кубометров для улучшения стока этой реки и осуществления мер по борьбе с паводками. Свои обязательства она выполнила. США ежегодно выплачивают Канаде 64,4 млн. долларов в качестве компенсации за затопление канадской территории и осуществление контроля за паводком. 

Во всех странах дальнего зарубежья по проблеме межгосударственного использования водных ресурсов действует принцип, которого придерживаются американцы-канадцы по использованию реки Колумбия. Если государство, находящееся выше по течению водотока, построило на нем ирригационный объект и он приносит выгоду государству, находящемуся ниже по течению, то определенную долю этой выгоды получает то государство, которое построило ирригационный объект. Можно привести еще немало примеров, подтверждающих этот принцип. В парламенте Кыргызстана все необходимые документы на этот счет есть. 

Скажем, имеется копия договора, заключенного между Турцией и Болгарией о купле-продаже оросительной воды. 

Засуха 1993 года в Турции заставила ее правительство экспортировать из водохранилища Болгарии почти 16 млрд. кубометров воды, заплатив за каждый куб по 0,12 цента. Германия покупает пресную воду у Швеции, США платят Канаде 5 центов за кубометров воды. 
У нас имеется также копия договора между США и Мексикой, подписанного президентами двух стран, об использовании водных ресурсов рек Колорадо и Тихуана, а также реки Рио-Гранде. В статье 5 этого договора записано: 

"Затраты на строительство, эксплуатацию и обслуживание каждой международной водохранилищной плотины распределяются между двумя правительствами пропорционально емкости, выделенной каждой стране в каждом водохранилище при соответствующей плотине для целей накапливания. 

Затраты на строительство, эксплуатацию и обслуживание каждой из плотин и других совместных сооружений, необходимых для отвода потоков рек, распределяются между двумя правительствами пропорционально тем выгодам, которые соответствующие страны будут получать от них, что будет определяться комиссией и утверждаться обоими правительствами". 

Это положение договора между США и Мексикой заслуживает внимания правительств центральноазиатских государств. Ведь Кыргызстан - главный поставщик водных ресурсов - ни разу не ставил вопрос о распределении тех огромных выгод, которые получают соседние государства в результате использования кыргызских водохранилищ. 

К слову сказать, во время своего официального визита в Кыргызстан вы, уважаемый Президент, сильно рассердились и раскритиковали Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Вот как об этом писала газета "Аргументы и факты": "Ну как еще можно расценить дебаты в кыргызском парламенте, который хотел бы торговать водами реки Сырдарьи? Если подходить с такими мерками, то мы должны продавать России воды реки Иртыш". 

Тут напрашиваются по меньшей мере два вопроса. Первый: насколько полно уважаемый Президент представляет себе предмет географии, о котором говорит:  

Наши водохранилища заполняют такие кыргызские реки, как Нарын, Карадарья, Чуй, Талас и другие. причем здесь Сырдарья? Эта река образуется на территории Узбекистана и Казахстана в результате слияния нижнего течения рек Нарын, Кардарья, Кара-Ункур и других. Второй: известно ли господину Президенту также о том, что верховье реки Иртыш формируется на территории Китая, и Китая, не спрашивая согласия Казахстана, вот уже много лет забирает свою долю стока этой реки?  Кроме того, Иртыш - левый приток такой полноводной российской реки, как Обь. Притоками Иртыша являются Ишим и Тобол, принадлежащие опять-таки не только Казахстану, но и России. В России пресной воды в избытке и вряд ли она нуждается в покупке вод Иртыша. 

Хотелось бы обратить внимание уважаемого Президента еще на один известный факт. После распада Союза космодром Байконур, построенный в свое время за счет общесоюзного бюджета, стал собственностью Казахстана, и теперь в постсоветские годы Казахстан получает миллионы долларов США за эксплуатацию его Россией. ТО есть получается так: если платят Казахстану, то это - хорошо, а если с Казахстана требуют плату, то это - плохо? 

Нашим соседним государствам следует помнить еще об одном непростом обстоятельстве: кыргызские межгосударственные гидроузлы и другие ирригационные объекты построены в высокосейсмичной, восьми-девятибалльной зоне, какой, к сожалению, является вся территория Кыргызстана. Ни в коем случае нельзя исключать вполне вероятные в горах природные катаклизмы с тяжелыми катастрофическими последствиями для всего Центральноазиатского региона. Как известно, сооружения не будут служить вечно, если не обеспечивается их надежное техническое обслуживание. 

В целях обеспечения безопасности Центральноазиатского региона, во избежание возможных катастрофических последствий и диверсий Кыргызская Республика осуществляет специальную охрану межгосударственных водохозяйственных объектов, имеющих стратегическое значение. Это и обновление части оборудования гидроэлектростанций и гидроузлов, а также содержание и эксплуатация их на надежном техническом уровне. Все это требует значительных материально-технических и финансовых ресурсов. Определенную долю этих затрат должны взять на себя соседние государства - потребители кыргызских вод. Это требование основано на также на международном опыте. 

Уважаемый Президент! Смею надеяться, что приведенные мною факты, опыт зарубежных стран убедили вас в том, что парламент Кыргызской Республики принял Закон "О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики" взвешенно и обдуманно. Работа над ним велась много лет. Теперь он подписан Президентом Аскаром Акаевым, опубликован в средствах массовой информации. Думаю, что, узнав из моего к вам письма подробности принятия этого закона, и народ Казахстана согласится с его важностью и правомерностью. 

С уважением
депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Т.УСУБАЛИЕВ
URL: https://archive.bulak.kg/show/737