Частная военная компания: наемники или…? (мнение эксперта)

0

«Война есть продолжение политики другими средствами».
Карл фон Клаузевиц, прусский военачальник, военный теоретик и историк.

В прошлом году Кыргызстан пару раз встряхнуло. Прокатились слухи, муссировавшиеся в некоторых СМИ и соцсетях, что «нас отправят воевать в Сирию». То в составе миротворческой миссии, то другим каким-то способом. В итоге, слухи остались на уровне слухов.

Февраль нынешнего года принес нам еще один повод поволноваться. Частные военные компании! Вернее законопроект, разработанный Институтом проблем безопасности и устойчивого развития для Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Модельный закон ОДКБ под названием «О частной военно-охранной деятельности» уже направлен в секретариат Парламентской ассамблеи ОДКБ.

Кыргызстанцы снова столкнулись в жарких батлах дискуссий. Мнения разделились. Одни приветствовали, говоря, что военные в отставке, пенсионеры МВД, да и другие желающие, смогут заработать в ЧВК (частной военной компании). Другие яростно выступили против, называя сотрудников ЧВК «наемниками». А «наемничество» в Кыргызстане, как известно, подпадает под 395 статью УК КР и наказывается лишением свободы от 7 до 15 лет.

Так что же такое ЧВК? Чем нам «грозит» закон о легитимизации частных военных организаций? Можно ли называть сотрудников ЧВК «наемниками»? И чем отличается ЧВК от обычных охранных компаний, которых уже немало в Кыргызстане?

Объяснить разницу в терминах и прояснить ситуацию нам помог пенсионер ГКНБ НУРКАН ЭШИМБЕКОВ.

- У Вас большой опыт работы в международных организациях – ООН, ОБСЕ. Вы сами побывали в нескольких "горячих точках". Знаете, что такое война не понаслышке. Скажите, нужны ли Кыргызстану частные военные компании? И с какой целью инициируется этот закон?

- Закон инициируется странами-участницами ОДКБ, в частности, Россией. Я не слышал, чтобы ЧВОКи существовали в других странах ОДКБ, кроме России.

В принципе, в данный момент этот закон и не нужен Кыргызстану. Однако в будущем может и пригодится. Думаю, нам стоит подумать о принятии закона.

Случаи обращения к услугам частных организаций в ходе военных действий сами по себе не новы. Так было в прошлом, так есть и в современных войнах. Поэтому сегодня особенно остро встала необходимость определиться со статусом и значением таких частных организаций.

Российская компания "РСБ-групп" (фото mpsh.ru) 

- Определимся с терминами. ЧВК – это частная военная компания. В проекте говорится ЧВОО (частная военно-охранная организация). Вы говорите ЧВОК (частная военно-охранная компания). В чем разница и есть ли она?

ЧВК в принципе неверное определение. Не может быть частной военной компании. Потому что всё, что касается армии, относится к государству. Частной армии в принципе быть не может и нет ни в одной стране мира. Есть военизированные, охранные организации.

Военная и военизированная – это разные понятия и это нужно четко понимать. Любая частная компания может быть военизированной, то есть иметь в арсенале оружие. Военная организация – это государственная машина: армия, ГКНБ и пограничная служба.

Даже в самом законопроекте говорится, что эти частные военно-охранные организации будут иметь статус некомбатантов, т. е. невоенных. А основным заказчиком их услуг будет являться государство.

- То есть ЧВОК в Кыргызстане открыть не так сложно?

 - В принципе, они уже существуют. Это те же самые ЧОПы (частные охранные предприятия) и ОДА (охранно-детективные агентства), предоставляющие различные услуги по безопасности.

Мировые частные военные и охранные компании тоже ведь создавались изначально для того, чтобы охватить как можно больший спектр услуг по безопасности.

Как пример: всем известный Блэкуотер (Blackwater) был организован как охранная компания, которая должна была заниматься поддержкой и подготовкой военных и правоохранительных операций. В 1998 году компания открыла тренировочный центр по стрельбе. Располагалась эта база, кстати, недалеко от военно-морской базы (Норфолк). Здесь начали тренироваться «морские котики» и офицеры ФБР, а в 2000 году компания выиграла правительственный контракт на проведение тренировочных курсов по темам «личная охрана», «ближний бой», «защита судов», «спасение заложников». Потом компания стала расширять свои услуги по безопасности и стала такой, какая она есть сейчас.

Американская компания Blackwater, сейчас известная как Academi (Фото: defence.ru)

Впрочем, как и другие ЧВК (название условное, мы уже определились). Ни одна из этих компаний так не называется. Все они security (охрана и безопасность). Такие компании также занимаются организацией безопасности в аэропортах и непосредственно в самолетах, заключая контракты с авиакомпаниями. Обеспечивают безопасность на железнодорожном и массовом транспорте в Африке, Азии, на Ближнем Востоке и в Европе. А еще оказывают консалтинговые услуги по безопасности.

- Вы говорите, что в принципе ЧВОКи у нас уже есть. И это различные охранные компании. Но разница все-таки есть…

- Разница лишь в наличии/отсутствии закона и области деятельности. Любая охранная компания может эволюционировать в то, что ОДКБ предлагает называть ЧВОО. Поскольку ЧВОО будут заниматься не только частными заказами, но и работать с международными организациями, а также выполнять заказы непосредственно государства. В том виде, в каком сейчас у нас существуют ЧОПы и ОДА, справиться с глобальными контрактами они вряд ли смогут.

В мире не существует общепринятого определения понятий «военная» и «охранная» компания. Обычно принято считать одни виды деятельности, например, участие в боевых действиях, военными по своему характеру, а другие, охрану объектов, жилья и имущества, — охранными.

В действительности, многие компании предоставляют широкий спектр услуг, которые могут варьироваться от типично военных до типично охранных. Поэтому их сложно отнести к какой-либо определенной категории.

По этой причине и в Документе Монтрё нет чёткой границы между частными военными и частными охранными компаниями. Используется общий термин «частные военные и охранные компании» (ЧВОК). Причем сюда включаются все компании, предоставляющие военные или охранные услуги, либо оба вида услуг.

- Документ Монтрё? Что это?

- Документ Монтрё — это межгосударственный документ. Его цель — активно способствовать соблюдению международного гуманитарного права и прав человека во всех случаях, когда во время вооруженного конфликта присутствуют ЧВОК. Документ этот не является юридически обязательным к исполнению. Это сборник соответствующих международно-правовых обязательств и передовых практических методов.

Так, государства, ЧВОК и их персонал обязаны принимать меры, призванные предотвращать нарушения со стороны ЧВОК, а также обеспечивать привлечение к ответственности за преступления, напоминать, что ненадлежащее поведение ЧВОК и их персонала может повлечь за собой двухуровневую ответственность. Во-первых, уголовную ответственность тех, кто совершает нарушения, и их руководителей. Во-вторых, ответственность государств, которые дали указания относительно совершения таких нарушений, руководили действиями, являющимися нарушениями и осуществляли контроль за ними.

Документ Монтрё появился в итоге международного процесса, инициированного правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста (МККК), его окончательный текст был согласован на основе консенсуса 17 государств. С каждым годом число государств-участников Документа растет и на данный момент к нему присоединились еще 37 государств. Кстати, ни одна из стран-участниц ОДКБ к Документу Монтрё еще не присоединилась.

- Когда новость о возможном создании ЧВК появилась в СМИ, пользователи соцсетей очень активно стали ее обсуждать. Были те, кто «за», большинство «против». Но все упорно называли сотрудников ЧВК «наемниками». Однако «наемничество» во всем мире – это уголовно наказуемое деяние. Так наемники? Или мы что-то не так понимаем?

- Однозначно не так… Наемники вне закона, вы правильно говорите. Это люди, которые наняты воевать на территории других государств. А сотрудники ЧВОК – легальные сотрудники, работающие согласно трудовому законодательству того государства, где была зарегистрирована эта компания, и того государства, на территории которого они оперируют.

С точки зрения международного права, сотрудники ЧВОК являются гражданскими лицами, поэтому в целом ряде случаев их деятельность можно было бы рассматривать как «наемничество».

Именно поэтому на ЧВОК накладываются серьезные ограничения. К примеру, ЧВОК не имеют права принимать участие в боевых действиях в составе регулярных вооруженных формирований. Но они имеют право применять оружие для самозащиты и обеспечения безопасности вверенных им объектов, имущества и людей.

Однако в реальной жизни грань между ЧВК и наемниками очень тонкая и с точки зрения международного права все зависит от задач, которые выполняются данными лицами.

Отмечу, что в инициируемом законопроекте ОДКБ конкретно прописано: «ЧВОО осуществляют деятельность в интересах государства, поэтому основными заказчиками их услуг могут выступать государственные органы исполнительной власти, а также зарубежные легитимные международные и государственные органы на основе межправительственных соглашений. Государство при этом может быть не единственным заказчиком. ЧВОО могут оказывать широкий спектр услуг и другим заказчикам, в том числе, частным корпорациям, международным и региональным межправительственным организациям, равно как и неправительственным организациям. Оказание военно-охранных работ и услуг допускается и на территории государства регистрации в интересах национальных силовых структур и правоохранительных органов, а также для финансирования штатных структур ЧВОО».

Этого нет в Законе КР от 1 июля 1996 года № 35, «О частной детективной и охранной деятельности в Кыргызской Республике».

У нас в стране вопросы ЧВОК в СМИ особенно широко не освещались. Возможно поэтому общественность понимает их достаточно поверхностно. Отсюда и различные мнения. И потом, есть определенный штамп – раз наемник, значит плохой. Хотя, как я уже говорил, так называемые ЧВК-ЧОП у нас уже существуют.

Еще раз обратите внимание, ЧВОК не может быть нанят каким-то богатым человеком, который живет где-нибудь за границей или в другой стране. Он не может сказать частной военно-охранной компании: «Нападите на ту или эту страну, или повоюйте за тех или этих». ЧВОК ни с кем воевать не может и не будет. Они могут только охранять, обучать, или защищаться, если на них нападут, когда те обеспечивают безопасность того или иного объекта, например, посольства.

- Значит, наемники у нас по улицам расхаживать не будут, как говорят люди? И в «горячие точки» воевать не поедут?

- Нет, конечно (смеется). Воевать может, повторяю, только армия. А статус ЧВОК зависит от тех задач, которые они выполняют. И в большинстве случаев, это гражданский статус. ЧВОК может сопровождать армию при наличии такого контракта, конечно, но опять же, не воевать, а, допустим, тренировать, обеспечивать формой, питанием, даже стиркой одежды занимается ЧВОК. Это нормальная международная практика.

- Есть мнение, что с появлением ЧВОК отставные офицеры получат возможность заработать. Ведь ЧВОК работают не только в своей стране, они выходят на международный уровень. А офицеры после выхода на пенсию остаются, в большинстве случаев, не у дел. Это так?

Я не думаю, что это будет так легко. Во-первых, потребуются большие финансовые средства для создания хорошей технической базы для ЧВОК, хорошие специалисты по подготовке персонала, страхование и компенсации в случае гибели сотрудников и так далее.

Косово, 2004 г. Миротворческая миссия ООН (фото из архива Нуркана Эшимбекова) 

Кроме того, существует огромная конкуренция среди ЧВОК на международном уровне. В западных странах институт ЧВОК существует уже многие годы.

Например, у таких наиболее известных и крупных компаний как Hulliburton, Blackwater ныне Academi, DynCorp, Erinys International, Northbridge Services Group, International Defense and Security, многомиллиардные обороты по всему миру. 

Так, DynCorp занимается охраной, обучением и подготовкой, авиационной поддержкой, разведкой и операциями на случай непредвиденных обстоятельств. Ежегодный доход фирмы превышает 3 миллиарда долларов США, и более 96 процентов этой суммы генерируется государственными контрактами США. DynCorp, кроме того, является подрядчиком ООН, оказывал поддержку силам США в таких странах, как Перу, Колумбия, Сомали, Косово, Кувейт, Боливия, Ангола и Гаити. Компания также призывалась в ходе восстановительных работ в Луизиане и прилегающих регионах после урагана Катрина.

Другая компания Triple Canopy предоставляет поддержку миссий, безопасность и учебные услуги государственным учреждениям и международным корпорациям во всем мире. В компании Triple Canopy работает не менее 5500 сотрудников, а ее клиенты – правительство, НПО, телекоммуникационные компании, нефтегазовый бизнес, горнодобывающие фирмы и финансовые организации со всего мира. Triple Canopy приобрел широкую известность после 2004 года. Тогда компания работала в Ираке и один из её иракских оборонных контрактов оценивался в 1,5 миллиарда долларов. С тех пор такие контракты заключаются компанией на постоянной основе.

Компания Triple Canopy (Фото exithub.com)

Поэтому я очень сомневаюсь, что наше правительство или другие государства, международные организации и корпорации начнут нанимать наши новоиспеченные ЧВОК для охраны своих посольств, миссий или нефтегазовых месторождений, расположенных в зонах военных конфликтов, когда на мировой арене уже есть известные компании с хорошей репутацией.

- Давайте подведем итоги. Минусы и плюсы ЧВОК для Кыргызстана.

- К плюсам я бы отнес то, что, например, наши ЧВОК по заказу правительства могли бы заниматься формированием, обмундированием, обучением и подготовкой военных и полицейских подразделений для участия в миротворческих операциях под эгидой ООН. Это как раз было бы хорошим подспорьем для наших отставных офицеров. Кроме того, ЧВОК могли бы проводить обучающие курсы для подразделений государственных силовых структур по борьбе с терроризмом, наркобизнесом и организованной преступностью, подготовку и обучение личного состава вооружённых сил страны.

У ЧВОК ведь есть преимущества перед регулярными вооружёнными силами, как показала практика подобных иностранных компаний. Например, есть разница, когда используют регулярные вооруженные силы или ЧВОК. Население выражает меньше недовольства, когда действуют частные компании. Кроме того, они могут представлять собой противовес местным вооружённым силам в государствах со слабыми политическими институтами, они способны к быстрому развёртыванию, имеют более гибкое оперативное управление, отсутствие бюрократии, более высокий профессионализм по сравнению с регулярными войсками. Кстати, потери личного состава ЧВОК не учитываются в официальных отчётах правительств.

Что касается минусов, то к ним можно отнести возможное участие наших ЧВОК в рамках ОДКБ в различных военных операциях вне резолюций ООН и в каких-либо «гибридных войнах». Такие вовлечения Кыргызских ЧВОК в «гибридные войны» нанесет непоправимый удар по имиджу нашей страны на международной арене. Кроме того, это может привести к усилению террористических угроз в Кыргызстане со стороны различных международных террористических организаций.

Есть еще такой фактор, как идейная и идеологическая мотивация сотрудников. Сами понимаете, что личный состав ЧВОК мотивируется только деньгами. Кроме того, всего при составлении контракта учесть невозможно, поэтому в боевой обстановке сотрудники ЧВОК не всегда умеют быстро и гибко реагировать. Отсутствует также в непредвиденных ситуациях единый план мероприятий и единый оперативный центр управления войсками и ЧВОК. Отсутствие обмена или неполные данные оперативного характера.

«Война - способ развязывания зубами политического узла, который не поддается языку». Амброз Бирс, американский писатель.

И в завершение, хочу еще раз подчеркнуть, что если ЧВОК действует на территории другого государства и клиентом является его собственное государство, то ответственность за противоправную деятельность ЧВОК несет ГОСУДАРСТВО. Принимающее государство также следит в пределах своей юрисдикции за соблюдением международных норм и законов. Гарантом же социальных выплат и страховок в случае смерти сотрудников ЧВОК является сама компания. Во время работы по контракту на территории другой страны ЧВОК имеет право включить выплату компенсаций в контракт за счет заказчика.

В кыргызском законодательстве на сегодняшний день нет законов о компенсациях за гибель людей – ни военных, ни гражданских. Если компенсации выплачиваются, то это делается отдельным постановлением или указом. Поэтому, как видите, в Кыргызстане пока нет ни законодательной базы, ни финансовых возможностей, чтобы осилить содержание таких серьезных компаний, как частная военно-охранная организация. 

Донецкая область (Украина), 2014 г. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ (фото из личного архива Нуркана Эшимбекова) 

Интервью подготовила Инна АКСЁНОВА

URL: https://archive.bulak.kg/show/3688